09.30 МСК
МНН и торговое наименование. Взаимозаменяемость и взаимозамещаемость. Зоны ответственности врача, провизора и пациента в лечении
Фармацевтическая помощь – это ответственное обеспечение лекарственной терапией с целью достижения четко выраженных исходов, которые улучшат качество жизни пациента. Оказанием фармацевтической помощи больному занимаются, прежде всего, фармацевтические работники и врачи:
- врач оказывает пациенту медицинскую помощь;
- фармацевт или провизор осуществляет лекарственное, информационно-консультативное и организационно-методическое обеспечение фармацевтической помощи.
Пациент, в свою очередь, выполняет рекомендации и врача и провизора.
На данном вебинаре мы рассмотрим основные законы РФ, обеспечивающие права гражданина на получение квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи
Согласно ст. 37 ФЗ №323, стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
- Медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;
- Зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению и фармакотерапевтической группой по АТХ, рекомендованной ВОЗ.
Ст. 74 этого же закона обязывает медицинских и фармацевтических работников предоставлять пациенту достоверную и полную информацию об используемых лекарственных препаратах, их наличии и стоимости, включая синонимичные и аналоговые ЛС
Нельзя забывать и о том, что фарм- и медработники оказывают услуги населению, а значит, должны соблюдать требования ст. 8 ФЗ «О защите прав потребителя». Это, в свою очередь, требует соблюдения определенного алгоритма информирования пациента о лекарственных препаратах – как на приеме у врача, так и в аптеке. Это требование невозможно выполнить не имея знаний о потребительских свойствах лекарственных средств.
Например, в РФ зарегистрировано 41 торговое наименование по МНН «кеторолак», и каждое торговое наименование обладает различными потребительскими свойствами, а именно:
- техническими (оригинальный, референтный, взаимозаменяемый. воспроизведенный);
- эстетическими;
- экономическими.
Это одновременно и дополнительная, и обязательная информация, которую должны предоставить не только в аптеке, но и на приеме у врача, причем с соблюдением требований Постановления правительства №1360.
Необходимо помнить, что пациент имеет право лечиться оригинальным препаратом (при его наличии в аптеке), что гарантирует доказанную клиническими исследованиями эффективность. В то же время у него есть право выбрать и самый доступный препарат, в соответствии со своими финансовыми возможностями. Это право должны обеспечивать и врачи, и работники аптек.
Ажиотажный спрос на ЛС в аптеках в марте 2022-го года привел к тому, что Росздравнадзор направил два письма:
- в адрес главврачей медицинских организаций – с требованием усилить контроль за выпиской рецептов на рецептурные препараты (письмо от 02.03.22);
- в адрес аптечных учреждений – о соблюдении рецептурного отпуска ЛС как необходимого критерия лицензирования (письмо от 23.03.22).
Для аптечного ритейла последствием писем Росздравнадзора стало усиление контрольных закупок ЛС, а для врачебного сообщества – предложение штрафовать врачей за отказ в выписке рецептурного препарата или неправильное его оформление на сумму от 3 до 5000 рублей и внести выписку рецептов в список критериев эффективности работы врача. Особенно это касается рецептов формы 107-1/у – самой «нарушаемой» формы. Это актуализировало необходимость выполнения требований приказа №1094 от 24.11.21 как для врачебного, так и для фармацевтического сообщества.
Помимо всего прочего активизировалось и Общество по защите прав потребителей, особенно в области фармации и медицины, так как, по мнению общества, повсеместно не соблюдаются права пациента:
- на безопасность услуги/товара (в нашем случае товар – конкретное торговое наименование ЛС);
- на информацию об исполнителе и об услугах/товара,
- на соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг/товаров
- на информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги/товаров
Как результат – количество выявленных административных правонарушений выросло в 1,5 раза, как и количество наказаний за них. Радует только одно – пока ведомства ограничиваются предупреждениями.
Как врачу и работнику аптеки работать в полном соответствии со всеми необходимыми законами и нормативными актами – вы узнаете на этом вебинаре. Будет не только интересно, но архиполезно.
для ПК
- Устройство с поддержкой сети Интернет: ПК, ноутбук, планшет;
- Скорость соединения от 1024
Кбит/с; - Наличие колонок и/или наушников на устройстве;
- Рекомендуемый браузер - Google Chrome;
- Для участия с мобильного устройства, необходимо скачать приложение.
Средняя: 5.0
для ПК
- Устройство с поддержкой сети Интернет: ПК, ноутбук, планшет;
- Скорость соединения от 1024
Кбит/с; - Наличие колонок и/или наушников на устройстве;
- Рекомендуемый браузер - Google Chrome;
- Для участия с мобильного устройства, необходимо скачать приложение.