Идентификатор рекламы LdtCKVmrD
Онлайн-обучение медицинских специалистов
Чаты с коллегами
+7 499 213-05-00

Известные криминальные истории врачей номером пять

Криминальные истории

«Когда врач совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания» (А. Конан Дойл, «Пёстрая лента»). Продолжая мысль, хуже — только медицинский работник, совершающий преступления на рабочем месте, где на него играет всё: знания и умения, материальная база, огромное доверие общества и пациентов и даже, невольно, профессиональная солидарность. Несколько примеров врачей и медсестёр — серийных убийц — в представленной подборке.

#1

Гарольд Шипман (1946—2004), врач общей практики, а затем частный семейный врач, уважаемый член общества небольшого английского городка, отец четверых детей, самый «результативный» из известных медиков-серийных убийц. Обвинялся в как минимум 218 убийствах пациентов с 1984 по 1998 г., 15 доказаны. В 17 лет потерял мать из-за онкологического заболевания, поэтому, возможно, и пошёл во врачи. В 1970 г. окончил медицинский университет, в 1976 г. имел проблемы с законом: был обвинён в воровстве наркотических анальгетиков для собственного потребления, отстранён от работы, оштрафован, лечился в наркологии. В 1977 г. признан излечившимся, получил разрешение вернуться к врачебной деятельности, переехал в г. Хайд, где сначала работал «на участке», а затем, наработав клиентскую базу, занялся частной практикой. Убивал в основном пожилых людей 70—90 лет (самой молодой жертвой был 41-летний мужчина), живших отдельно, во время плановых посещений либо вызова на дом. Метод всегда был один - инъекция высокой дозы морфина. Жертвы знакомому и располагающему доктору безоговорочно доверяли. Шипман наблюдал за умиранием пациента, после чего уходил, иногда прихватывая небольшую сумму или какой-нибудь мелкий «сувенир». На следующий день, если труп не обнаруживали ранее, возвращался «на повторный приём», «фиксировал» и оформлял смерть от естественных причин. Общаясь с родственниками, аккуратно отговаривал от судебно-медицинской экспертизы и рекомендовал кремацию. Некоторые соглашались, в итоге какое-то количество эпизодов остались недоказанными. 

В начале 1998 г. проходящая практику в Хайде врач пыталась обратить внимание полиции на впечатляющую смертность среди пациентов Шипмана сразу после его визитов - в 25 раз выше, чем у коллег — и ненадлежащее оформление посмертной документации, но была проигнорирована. Займись им органы на том этапе, минимум трое больных остались бы живы. Попался доктор в том же 1998 г. после убийства вдовы мэра города, причём из-за подделки завещания, в котором отписал себе приличную сумму. Дочь убитой, оказавшаяся юристом, легко раскрутила фальсификацию документа, затем поставила на уши следствие, пошли эксгумации… и Англия ахнула. На следствии Шипман ушёл в глухое отрицание, однако в 2000 г. был приговорён к пожизненному сроку и в 2004 г. повесился в камере. Мотивы убийств остались неизвестны, психиатры развели руками, дежурной версией, не считая воровства по мелочи и последнего эпизода с завещанием, осталась расплывчатая «жажда власти над жизнью и смертью» [1—5].

#2

Через океан в те же времена творил непотребства американский хирург Майкл Сванго (род. 1954 г.). В отличие от респектабельного английского доктора, тщательно выбиравшего жертв, этот персонаж травил всех, кто имел несчастье оказаться рядом. По версии следствия, отравил (не насмерть) около 2000 человек, подозревался в убийстве 60, доказаны четыре случая. Отслужил в Корпусе морской пехоты США, но в военных столкновениях не участвовал. Поступил в медицинский университет и отлично учился до последнего курса, на котором до того увлёкся работой санитаром на «скорой помощи», что прогулял весь год. На этом этапе было отмечено увеличение смертности больных в его бригаде, за что у однокурсников удостоился клички «Два ноля с лицензией на убийство». Окончил на год позже своего курса, в 1983 устроился в интернатуру по нейрохирургии в Огайо, при неясных обстоятельствах потерял пятерых пациентов, вскоре был исключён за халатность и ушёл работать на «скорую помощь». 

Здесь отравил коллег, приготовив на всю смену обед с мышьяком, за что в 1985 г. сел в тюрьму на четыре года. Освободился, сменил имя, перебрался в Южную Дакоту, подделал документы и устроился лаборантом. Травил невесту, пока не разъехались. В 1992 г. махинации с документами вскрылись, Сванго переехал в штат Нью-Йорк, опять сменил имя, переквалифицировался в психиатра, начал работать. Его пациенты начали умирать, вернувшаяся невеста «совершила самоубийство» (по версии следствия) мышьяком, после чего её подруга дошла до ФБР, и Сванго в 1994 г. улетел в Зимбабве. Там травил хозяйку съёмной квартиры, устроился работать в провинциальную больницу, где сначала был принят с распростёртыми объятиями, но вскоре был выгнан из-за подозрительных смертей пациентов. Им заинтересовалась полиция, и Сванго уехал в Намибию, где всё продолжилось. Планировал перебраться в Саудовскую Аравию, однако при пересадке в США был наконец-то пойман ФБР в 1997 г. Травил в основном мышьяком, добавляя в еду и напитки, либо намеренно передозировал любое инъекционное сильнодействующее лекарство, используемое жертвой. В 2000 г. приговорен к пожизненному заключению. Как выразился прокурор ознакомившись с дневниками подсудимого, «Доктор Сванго просто любил убивать людей» [3, 4, 6].

#3 

Немецкий медбрат Нильс Хёгель (род. 1976 г.), наоборот, обожал пациентов реанимировать. Работа в кардиохирургической реанимации клиники в Ольденбурге и так не была синекурой, но с приёмом в 1999 г. Хёгеля стала хоть увольняйся: постоянные аритмии, падения давления, инфаркты, внезапные смерти. По счастью, рядом всегда крутился энергичный, безотказный и набивший руку на реанимациях молодой медбрат, быстро заслуживший уважение коллег. Реанимировать удавалось не всех, но что ж поделаешь. В 2001 г. руководство подсчитало, что больше половины реанимационных мероприятий приходилось на смену Хёгеля; смерти резко прекращались в его отсутствие, например, по болезни. Какие-то выводы были сделаны — и его перевели... в анестезиологию, где вскоре тоже подскочили частота внезапных ухудшений, бенефисы реанимационного мастерства одного медбрата, ну и показатели смертности. В 2002 г. состоялся разговор с главврачом, Хёгеля на некоторое время перевели в транспортировку больных, а затем с облегчением и прекрасной характеристикой отпустили н все четыре стороны. 

В том же году он устроился в клинику г. Дельменхорст, в которой вскоре стало очень непопулярно дежурить с новым медбратом в одну смену по причине возросшей нагрузки. Кто-то, как водится, что-то подозревал, но все терпели, пока, наконец, в 2005 г. героя-реаниматора не поймали за инъекцией пациенту антиаритмика аймалина, который тому не назначали. Пока коллеги и руководство соображали, пациент умер, а на следующий день и еще один. Здесь всё-таки вызвали полицию, пошло небыстрое расследование и суд, и в 2008 г. Хёгелю дали 7,5 лет срока за покушение на убийство. Затем начались эксгумации, число останков с признаками передозировки составило 84, а тех, у кого доказать ничего не удалось — ещё больше. В итоге в 2015 г. доказали убийство двух и покушение на убийство трёх человек, срок увеличили до пожизненного. Хёгель вводил больным антиартмики: аймалин, соталол, лидокаин, амиодарон, либо хлорид калия. Мотив – получение удовольствия от успешных реанимационных мероприятий и признание высокого профессионализма коллегами. Так как ждать умираний было невтерпёж, и отличиться при этом мог кто-то другой, Хёгель стал создавать оптимальные условия для своих «подвигов». Около двух третей «спасений» заканчивались хорошо, а при неудачах Хёгель искренне переживал [4, 7].

#4

Жажда признания и привлечение внимания также двигали медсестрой Дженин Джонс (род. 1950 г.), кочевавшей по детским больницам Техаса и с 1977 по 1982 г. вводившей детям в возрасте от 11 мес. до 4 лет инъекции сукцинилхолина, варфарина и фенитоина с целью последующей реанимации. Вероятно, была не очень хорошим реаниматором, так как подозревалась в убийстве 60 детей, осуждена пожизненно за два убийства и одно покушение [3--5].

#5

Другой американский медбрат, Чарльз Куллен (род. 1960 г.), широко трактовал понятие «облегчать страдания тяжелобольных». С 1987 по 2003 гг. работал в в ожоговом и отделениях интенсивной терапии десяти лечебных учреждений двух штатов, в каждой обеспечивая уход нескольких, по его мнению, сильно страдавших неизлечимых пациентов (на самом деле, некоторые уже шли на поправку) путём инъекций смертельных доз дигоксина и других препаратов. Менял места работы из-за скверного характера, а также по-быстрому увольнялся, когда возникали вопросы по поводу его интереса к историям болезней больных и исчезновения сильнодействующих лекарств. Параллельно арестовывался за ночной взлом дома с последующими домогательствами к коллеге, лежал в психбольницах из-за многократных – около 20 – попыток суицида. Наконец, в 2003 г. руководство одной из клиник негласно обратило внимание, что вздорный медбрат почитывает на дежурствах медицинскую документацию чужих больных и берет неназначенные препараты; решили понаблюдать и донаблюдались до очередной смерти пациента. Куллена сдали полиции, и через два дня тот признался в 30 убийствах, хотя по некоторым данным мог быть причастен к 400. Осуждён пожизненно в 2006 г. [3--5, 8].

Литература

  1. Esmail A. Physician as serial killer--the Shipman case. N Engl J Med. 2005; 352(18):1843-4. doi: 10.1056/NEJMp048331.
  2. O'Neill B. Doctor as murderer. Death certification needs tightening up, but it still might not have stopped Shipman. BMJ. 2000;320(7231):329-330. doi:10.1136/bmj.320.7231.329
  3. Yorker, B.C., Kizer, K.W., Lampe, P., Forrest, A., Lannan, J.M. and Russell, D.A. (2006), Serial Murder by Healthcare Professionals. Journal of Forensic Sciences, 51: 1362-1371. https://doi.org/10.1111/j.1556-4029.2006.00273.x
  4. Farrell M. Criminology of Serial Poisoners. Macmillan, 2018. Pp. 245. https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-01138-3#toc
  5. Rourke S., Ward T. Healthcare Serial Killers: Patterns and Policies. https://www.medscape.com/viewarticle/884136#vp_4
  6. Woods D. US doctor may have killed 60. BMJ. 2000;321(7262):657. doi:10.1136/bmj.321.7262.657
  7. "German nurse given second life sentence for murder of 85 patients". The Guardian. 6 June 2019.

https://www.thesun.co.uk/news/14695061/charles-cullen-nurse-serial-killer-the-good-nurse-netflix/

 

Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:

Досье
Фото профиля
Вы успешно зарегистрированы!
На вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации
Вам отправлено письмо с подтверждением регистрации.
Перейдите по ссылке в письме для подтверждения вашей почты
Вам отправлено письмо с восстановлением пароля.
Перейдите по ссылке в письме для создания нового пароля
Ваша почта успешно подтверждена