Международная классификация болезней МКБ-10: обзор необычных кодов
Начиная с 40-х годов прошлого века, когда Всемирная организация здравоохранения создала первый вариант Международной классификации болезней, травм и причин смерти, уже вышло 11 ее версий. И пока мы готовимся к переходу на МКБ-11, принятую в мае 2019 года, самое время вспомнить об интересных нюансах еще действующего классификатора. Чем нам запомнится МКБ-10 и чего ожидать от 11-го пересмотра?
МКБ-10, которая нас удивила
Уже ставший нам «родным» классификатор десятого пересмотра, введенный в качестве единого нормативного документа в РФ 1 января 1999 года, предложил 14400 кодов. Не удивительно, что некоторые пункты МКБ-10 довольно необычны. Мы подобрали 10 самых забавных кодов, которых нет в краткой версии классификации, и которые вы едва ли встречали в клинической практике.
W 56.01. Укус дельфина
У больших дельфинов, в частности, афалинов от 80 до 100 зубов – крепких, конически заостренных, толщиной от 6 до 10 мм. При смыкании зубы верхнего ряда попадают в промежутки между нижними зубами, поэтому «хватка» у дельфинов может быть крепкой. И последствия укусов этих, в общем, миролюбивых животных – раны, синяки, порезы и так далее – согласно МКБ-10, классифицируются под кодом W 56.01, который, впрочем требует еще большего уточнения: первичное обращение/повторное обращение/последствия.
Y 93.I1. Активность, катание на американских горках
На американских горках каждый год катаются сотни тысяч человек во всем мире. Несмотря на то, что даже при одном взгляде на этот аттракцион сердце уходит в пятки, травмы на аттракционе случаются очень редко. На миллион поездок (с их подъемами и умопомрачительными спусками, петлями и поворотами на головокружительной скорости) приходится всего одна-единственная травма. Поэтому вряд ли вам когда-то приходилось вносить в историю болезни своего пациента код Y 93.I1.
Y93.J1. Активность, игра на фортепиано
Боль в шее — одна из самых частых профессиональных травм среди пианистов. Боль в шее, как мышечно-скелетное расстройство, связанное с игровой активностью, имеет код Y93.J1.
V97.21. Травма, полученная при столкновении парашютиста с каким-либо объектом
По данным Ассоциации парашютного спорта США, в 2019 году в Америке было совершено 3,3 миллиона прыжков с парашютом и зафиксировано 2522 травм. Это примерно 1 травма на 1310 прыжков. В России такой статистики нет, однако рассчитывать, что парашютный спорт на родных просторах более безопасен, чем в США, не стоит. И если ваш пациент получит травму, приземлившись с парашютом на дерево или другой объект, ее следует классифицировать, как V 97.21.
W56.12. Нападение морского льва
Самец калифорнийского морского льва может весить до 300 кг и, конечно, способен наносить мощные удары. Однако в России увидеть морского льва на воле вряд ли удастся – все их виды живут в Южном полушарии. И в российских медицинских документах код W56.12 может встречаться только у пациентов, путешествовавших по Южной Америке, Австралии или Новой Зеландии, а также у служащих дельфинариев, в которых есть эти очаровательные артисты. Этот код, как и первый (дельфиний) из нашего списка, требует уточнения.
Z59.2. Ссора с соседями
Раздоры с соседями – дело привычное. По статистике, 81% россиян немедленно стучит в двери шумящим соседям, чтобы потребовать воцарения тишины. Конфликт вполне может перерасти в драку, и травмы, нанесенные в ней, классифицируют, как Z59.2.
Z62.891. Соперничество между братьями и сестрами
Ревность и другие причины могут привести к серьезным раздорам между родственниками первой линии. Их следствия — травмы, в том числе эмоциональные — классифицируются, согласно МКБ–10, как Z62.891.
V91.07XD. Ожог огнем во время катания на водных лыжах
Код, который вызывает искреннее недоумение. У поклонников воднолыжного спорта, без сомнения, могут быть травмы: как правило, это растяжения и ушибы. Можно предположить, что во время катания на лыжах в жаркий ясный день спортсмены могут получить и ожоги — конечно, солнечные. А вот механизм получения ожогов от огня в таких случаях остается загадкой. И все же код V91.07XD в МКБ-10 существует.
X52. Продолжительное пребывание в невесомости
Самый большой шанс получить повреждения, связанные с продолжительным пребыванием в космосе, имел российский космонавт Валерий Поляков, который провел на космической станции «Мир» 438 дней. Но и другие покорители космических просторов могут быть кандидатами на X52. Также требуется уточнить код: первичное/повторное обращение/последствия.
Y93.D1. Вязание спицами и крючком
В то время как космонавты с повреждениями в результате длительного пребывания в невесомости встречаются нечасто, рукодельницы, у которых из-за повторяющихся движений развивается тендинит, синдром запястного канала или волдыри — явление вполне распространенное. И все эти повреждения подпадают под код Y93.D1.
Y93.D1 и ряд других кодов, используемых в МКБ-10, сложно назвать востребованными. Более того, они могут усложнять диагностику. Упрощение кодирования наряду с возможностью предоставления наиболее полной информации о заболевании стали ключевыми принципами нового классификатора. В нем впервые используются цифровые средства, платформы для кодирования и перевод на другие языки. Есть и другие полезные нововведения.
Что МКБ-11 нам готовит?
По сравнению с МКБ-10 в новый классификатор добавлено еще пять классов:
- Болезни крови и кроветворных органов
- Нарушения иммунной системы
- Расстройства цикла сон-бодрствование
- Заболевания, связанные с сексуальным здоровьем
- Дополнительный класс для необязательного использования «Заболевания, известные в народной медицине, – Модуль I».
Среди других важных обновлений — возможность сообщения об устойчивости к противомикробным препаратам (очень актуальная опция, особенно в разрезе пандемии и угрозы развития резистентности к антибиотикам), а также актуализированная классификация ВИЧ, улучшенное кодирование диабета, аллергий, возможность описания инцидентов, связанных с безопасностью пациентов.
Коды в МКБ-11 остались буквенно-цифровыми, но количество знаков в них на один больше по сравнению с МКБ-10. Схема кодирования приведена в соответствии со структурой классов. Всего в МКБ-11 55000 кодов, но это не означает, что их число в 4 раза выше по сравнению с предыдущим классификатором: просто в последней версии появились еще и обстоятельства, влияющие на здоровье. Это позволяет закодировать не только само заболевание, но и событие, которое способствовало его развитию.
К числу значимых изменений можно отнести и внесение в классификатор игрового расстройства в качестве аддиктивного расстройства поведения, сокращение числа диагностических терминов для посттравматического стрессового расстройства. Конечно, это – далеко не все изменения, которые ждут нас в МКБ-11: для подробно их описания понадобится отдельная большая статья. ВОЗ рекомендует начинать переход на новый классификатор с 1 января 2022 года, а сам переходный период продлится до 2027 года, поэтому время, чтобы подготовиться к переменам, еще есть.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах: