Онлайн-обучение медицинских специалистов
Чаты с коллегами
+7 499 213-05-00
Передозировка витаминами A, D, E, C и другими

Передозировка витаминами A, D, E, C и другими

Предельные суточные дозы витаминов и статусы передозировки

Витамины – жизненно необходимые вещества, дефицит которых вызывает болезни. Однако бездумное превышение дозировок может вызвать передозировку. В данной статье рассмотрены последствия приема высоких доз различных витаминов и, где это известно, указаны максимально разрешенные нормы суточного потребления.

Витамин А

Передозировка витамина А встречается довольно редко, что связано с рядом причин: 

  • относительно неэффективным метаболизмом провитаминов А в кишечнике, 
  • однонаправленным окислением ретиноевой кислоты, которая быстро катаболизируется и выводится из организма, 
  • высокой способностью CRBP связывать ретинол, 
  • запасанием витамина А в печени. 

Поэтому дозы, которые требуются для развития токсичных эффектов витамина А, достаточно велики (первые признаки гипервитаминоза возникают при уровне ретинола в плазме выше 3 мкмоль/л).

Основные симптомы передозировки витамином А: сонливость, раздражительность, головная боль, боли в животе, тошнота, рвота, судороги. При хроническом отравлении развивается гепатоспленомегалия, сухость кожи, гиперпигментация, алопеция ресниц и бровей, ломкость ногтей, боли в костях и суставах, иногда избыточное разрастание костной ткани. Кроме того, доказана тератогенность одного из метаболитов витамина А, поэтому после передозировки рекомендовано использовать контрацепцию в течение одного менструального цикла.

Бета-каротин, содержащийся в овощах, например, моркови, в организме медленно преобразуется в витамин А. Потребление таких овощей в большом количестве может привести к каротинозу (пожелтение кожи, особенно на ладонях и подошвах), однако, по-видимому, не вызывает каких-либо токсических эффектов.

Максимальная разрешенная доза потребления витамина А для взрослых составляет 3000 мкг/сутки [1, стр.153-156].

Зависимость концентрации потребления витамина А и клинических симптомов (оригинал рисунка).

Витамин D

Гипервитаминоз D ассоциирован прежде всего с потреблением высоких доз витаминсодержащих биологических добавок, поскольку нет зарегистрированных случаев гипервитаминоза, связанных с чрезмерным воздействием солнечного света.

У детей раннего возраста гипервитаминоз D развивается при приеме 40 000 МЕ/сут в течение 1–4 месяцев, у взрослых – более 100 000 МЕ/сут. Он характеризуется развитием гиперкальциемии в результате повышенной кишечной абсорбции и резорбции кальция в костях и сопутствующим снижением уровня паратиреоидного гормона в сыворотке. При отравлении витамином D возникают анорексия, тошнота, рвота, диарея, полиурия, головная боль, слабость, реже – аритмии, судороги. Кроме того, развивается кальциноз – отложение кальция в мягких тканях (сердце и сосуды, почки, органы дыхательной системы и другие), и мочекаменная болезнь. Особенно повышается риск при одновременном приеме витамина D и кальция. Передозировка витамина D во время беременности обусловливает повышение частоты самопроизвольных абортов, а также развитие гиперкальциемии плода, которая проявляется задержкой внутриутробного развития (гипотрофия, дисплазия), стенозом аортального клапана, фиброэластозом, дисплазией зубных зачатков [1, стр. 202-204]. 

Рекомендуемые верхние допустимые уровни потребления витамина D

Витамин Е

Витамин Е считается одним из наименее токсичных витаминов. Суточные дозы до 400 МЕ считаются безвредными, а высокие дозы (до 3200 МЕ) при приеме внутрь не вызывают стойких побочных эффектов. Однако существуют отдельные сообщения о негативных эффектах у людей, потребляющих до 1000 МЕ витамина Е в день. Среди этих побочных эффектов головная боль, усталость, тошнота, двоение в глазах, мышечная слабость, легкая креатинурия и диспепсия. Кроме того, при приеме витамина Е в высоких дозах существует риск нарушения всасывания и метаболизирования других жирорастворимых витаминов (А, D и K), которое приводит к изменению минерализации костей, развитию коагулопатии (важно для пациентов, получающих антикоагулянты), снижению концентрации витамина А в печени. У недоношенных детей при введении мега-доз витамина Е могут развиться некротизирующий энтероколит и сепсис.

Практически невозможно добиться высокого уровня потребления витамина Е с пищей, поэтому передозировка преимущественно связана с высоким потреблением биологических добавок [1, стр. 239, 2].

Верхние допустимые уровни потребления витамина Е

Витамин К

Передозировка витамина К (филлохинон, менахинон) встречается редко. Менахинон, как считается, обладает большей токсичностью по сравнению с филлохиноном. Так, например, при превышении уровня на три порядка, он вызывает окислительный стресс, гемолитическую анемию, гипербилирубинемию и тяжелую желтуху. Симптомы гемолитического синдрома очень характерны для гипервитаминоза К новорожденных. В свою очередь, филлохинон ассоциирован с риском хронического заболевания почек. У некоторых пациентов, получавших филлохинон внутримышечно или подкожно, образовывались стойкие локализованные экзематозные бляшки в месте инъекции. Верхние переносимые уровни потребления для витамина К не установлены. Суточная доза витамина К для взрослого мужчины составляет 120 мкг, а для женщины – 90 мкг [1, стр. 262-263].

Витамин С

Значимых побочных эффектов аскорбиновой кислоты (витамин С) выявлено не было. Высокие дозы витамина как перорально, так и внутривенно не вызывают развития значимых побочных эффектов. Тем не менее, существуют сообщения о развитии желудочно-кишечных расстройств и диареи при приеме мегадоз витамина С. Гипервитаминоз С также связан с риском развития оксалурии (оксалаты в моче) и потенциальным развитием мочекаменной болезни, поскольку оксалат является основным метаболитом аскорбиновой кислоты. Кроме того, прием витамина С может усиливать энтеральное всасывание железа с последующим его накоплением в тканях, поэтому пациентам с гемохроматозом не рекомендуется принимать в пищу добавки, содержащие данный витамин. С другой стороны, несмотря на вероятность данных побочных эффектов, риск их развития, по-видимому, невелик.

Другие предполагаемые эффекты, вызванные избыточным потреблением витамина С, такие как: урикозурия (повышение мочевой кислоты в моче), дефицит витамина В12, «рикошетная цинга» (усиление катаболизма витамина С и симптомы недостаточности при снижении дозировки) не были подтверждены в исследованиях [1, стр. 292-293; 3].

Верхние допустимые уровни потребления витамина C

Витамин В1

Витамин В1 (тиамин) обычно хорошо переносится в терапевтических дозах (до 100 мг/день), однако нередки аллергические реакции, в том числе развивающиеся при вдыхании вещества (инъекционные формы витамина В1 очень летучие). При передозировке может угнетать активность холинэстеразы (курареподобные признаки) и гистаминазы (аллергические реакции и анафилактический шок). Отравление витамином В1 сопровождается тремором, беспокойством, одышкой, цианозом, спазмом глотки, лихорадкой, потливостью, снижением артериального давления. имеют специфический запах. Верхний допустимый уровень потребления для тиамина не установлен. Суточная потребность для взрослых в витамине В1 составляет 1,5 мг/сутки [1, стр.113; 4]. 

Витамин В2

Токсичность витамина В2 (рибофлавин) очень низкая, что обусловлено его плохим всасыванием при пероральном приеме и быстрым выведением с мочой. Даже в дозах 2-10 г/кг массы тела при приеме внутрь витамин В2 не вызывает побочных эффектов. При парентеральном введении рибофлавин обладает несколько большей токсичностью. Было показано, что LD50 (полулетальная доза) для крыс, получавших рибофлавин внутрибрюшинно, подкожно и перорально, составляла 0,6 г/кг, 5 г/кг и >10 г/кг соответственно. 

В связи с малой токсичностью симптоматика передозировки рибофлавином практически не описана. Наиболее вероятные симптомы — нарушение работы печени и почек, боль в правом боку, диарея, нарушение зрения. Суточная потребность в витамине составляет 1-3 мг Верхние допустимые пределы воздействия не установлены [1, стр. 328].

Витамин В3

Витамин В3 (РР, никотиновая кислота) малотоксичен. Наиболее частым побочным эффектом его приема в высоких дозах является гиперемия кожи, вызванная расширением кожных сосудов. Эта реакция носит преходящий характер (30–90 мин) и сопровождается эритемой, покалыванием, зудом и повышением температуры кожи. Она встречается приблизительно у 70% пациентов в начале терапии и чаще всего походит с развитием толерантности. Реакция гиперемии может быть вызвана как пероральным, так и местным воздействием никотиновой кислоты, которая запускает высвобождение простагландина D2 из тромбоцитов и дендритных клеток. Реакцию можно свести к минимуму, используя препарат никотиновой кислоты с медленным высвобождением или применяя ингибитор циклооксигеназы (например, аспирин) перед приемом препарата. Сообщалось также, что высокие дозы никотиновой кислоты вызывают зуд, крапивницу и желудочно-кишечные расстройства (изжога, тошнота, рвота и иногда диарея). 

Долгосрочные эффекты высоких доз никотиновой кислоты включают резистентность к инсулину, гиперурикемию, ульцерогенное действие на слизистую желудка, повреждение печени. Сообщалось также о нескольких случаях преходящего повышения активности ферментов печени в плазме без связанной с этим печеночной дисфункции. Максимальная суточная доза витамина РР для взрослого составляет 500 мг [1, стр. 348].

Витамин В5

Токсичность витамина В5 (пантотеновая кислота) незначительна. Было подсчитано, что животные могут переносить дозы пантотеновой кислоты, по меньшей мере, в 100 раз превышающие их суточные потребности без возникновения негативных последствий. У людей прием высоких доз витамина В5 (10 г/день) вызывал только легкие желудочно-кишечные расстройства и диарею. Верхний переносимый уровень потребления пантотеновой кислоты не установлен. Рекомендуемый суточный уровень потребления пантотеновой кислоты для взрослых – 5-10 мг (в некоторых источниках – до 15) [1, стр. 397].

Витамин В6

Токсичность витамина B6 (пиридоксина) относительно низкая, хотя было показано, что высокие дозы (более 2 г в день) вызывают сенсорную невропатию, характеризующуюся изменениями походки, нарушением мелкой моторики, а также потерей проприоцептивной и вибрационной чувствительности (при сохранении, как правило, болевой, температурной и тактильной). Кроме того, было показано, что в дозах 10-25 мг пиридоксин увеличивает превращение леводопы в дофамин, который, в отличие от его предшественника, не проникает через гематоэнцефалический барьер. Таким образом, В6 не следует назначать лицам, принимающим леводопу, без одновременного введения ингибитора декарбоксилазы. Верхние переносимые уровни потребления витамина B6 не установлены [1, стр. 369; 5].

Витамин В7

Токсичность витамина В7 (Н, биотина) очень низкая. Побочные реакции не отмечались даже при приеме витамина в высоких дозах (до 200 мг перорально или 20 мг внутривенно). Исследования на животных не показали каких-либо значимых признаков токсичности биотина, предполагается, что животные, включая людей, могут переносить витамин в дозах, по крайней мере, на порядок превышающих их соответствующие пищевые потребности. Суточная потребность в биотине составляет 50 мкг/сутки для взрослых. Максимальные допустимые уровни потребления биотина не установлены [1, стр. 383]. 

Витамин В9

Фолиевая кислота (витамин В9) обладает низкой токсичностью. В целом, пероральный прием большого количества фолиевой кислоты не вызывает значительных побочных эффектов, однако существует потенциальная связь между приемом высоких доз фолата и эпилептическими реакциями. Их возникновение было продемонстрировано у крыс (превышение суточной нормы в 1000 раз при парентеральном введении), а также у людей с эпилепсией (неоднозначные данные, но, согласно некоторым, прием высоких доз фолиевой кислоты (1–10 мг) был ассоциирован с увеличением частоты и тяжести приступов). Прием большого количества фолиевой кислоты беременными женщинами увеличивает риск рождения у них детей, маловесных для гестационного возраста. Кроме того, передозировка фолата может также потенциально усугубить последствия дефицита витамина B12 [1, стр.427; 6, 7]. 

Рекомендуемые допустимые уровни потребления фолиевой кислоты

мкг/сут

Витамин В12

Витамин B12 (цианокобаламин) не обладает заметной токсичностью. Результаты исследований на мышах показывают, что он безвреден при парентеральном введении в мега-дозах. Превышение витамина В12 в несколько сотен раз при пероральном приеме не вызывает значимых побочных эффектов. При этом высокий уровень витамина В12 в крови сопряжен чаще всего не с гипервитаминозом, а с наличием серьезных заболеваний. Так, была показана связь между повышенной концентрацией витамина В12 в сыворотке крови и солидными новообразованиями (гепатоцеллюлярная карцинома и вторичные опухоли печени, рак молочной железы, рак толстой кишки, рак желудка и опухоли поджелудочной железы), гемобластозами (хронический миеломоноцитарный лейкоз, первичный гиперэозинофильный синдром, острый миелобластный лейкоз и др.), заболеваниями печени (острый гепатит, цирроз, алкогольные поражения печени и др.), заболеваниями почек. Норма В12 в сыворотке в среднем варьирует от 190 до 663 пг/мл. Суточная потребность в витамине B12 у взрослых составляет 3,0–3,4 мкг [1, стр. 450; 8].

Источники:

  1. The Vitamins: Fundamental Aspects in Nutrition and Health 5th Edition / Gerald F. Combs Jr. (Author), James P. McClung // ‎ Academic Press; 5th edition, 2017. 628 pages.
  2. Abner E.L., et al. Vitamin E and all-cause mortality: a meta-analysis. Curr Aging Sci. 2011, Vol.4, №2, рр.158-170. 
  3. Mühlhöfer A., et al. High-dose intravenous vitamin C is not associated with an increase of pro-oxidative biomarkers. Eur J Clin Nutr. 2004, Vol.58, №8, рр.1151-1158. 
  4. Громова О.А. Витамин В1. Практика педиатра, школа по витаминам и микроэлементам. Март, 2005.
  5. Mars H. Levodopa, carbidopa, and pyridoxine in Parkinson disease. Metabolic interactions. Arch Neurol. 1974, Vol. 30, №6, рр.444-447
  6. Moore J/L. The significance of folic acid for epilepsy patients. Epilepsy Behav. 2005, Vol.7, №2, рр.172-181.
  7. Asadi-Pooya A.A. High dose folic acid supplementation in women with epilepsy: are we sure it is safe? Seizure. 2015, Vol.27, рр.51-53.
  8. Подзолков В.И., и соавт. Гипервитаминоз В12 – новый маркер и предиктор прогностически неблагоприятных заболеваний. Терапевтический архив, 2019, Т.91, №8, с.160-167.
Досье
Фото профиля
Вы успешно зарегистрированы!
На вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации
Вам отправлено письмо с подтверждением регистрации.
Перейдите по ссылке в письме для подтверждения вашей почты
Вам отправлено письмо с восстановлением пароля.
Перейдите по ссылке в письме для создания нового пароля
Ваша почта успешно подтверждена