Препараты для лечения алкоголизма: что известно об их эффективности
Медикаментозной терапия алкоголизма
Продолжая чтение, вы подтверждаете, что являетесь фармацевтическим или медицинским специалистом.
Употребление алкоголя — глобальная медицинская и социальная проблема. Не будем приводить здесь статистику заболеваемости и смертности, связанных с алкоголем, всем известно, что они невероятно велики (а для тех, кто сомневается — вот ссылки на статистические данные). В связи с этим постоянно ведутся поиски эффективных методов лечения алкогольной зависимости. Здесь мы рассмотрим основные методы, применяемые для терапии алкоголизма в России и мире с учетом оценки их эффективности. Основными источниками для написания данной статьи явились:
- клинические рекомендации «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя. Алкогольное абстинентное состояние (синдром отмены алкоголя)» 2021 года Ассоциации наркологов России;
- «Клинические рекомендации по диагностике и лечению алкогольной зависимости» 2019 года Российского общества психиатрии;
- обзоры и мета-анализы различных методов терапии, включая Кокрейновские.
Также отметим, что данная статья будет посвящена в первую очередь противорецидивной терапии, а не купированию острых алкогольных расстройств.
Итак, методы лечения алкогольной зависимости подразделяются на медикаментозные и немедикаментозные. Вероятнее всего, наиболее эффективно использование комбинированного подхода, сочетающего оба вида терапии [1]. В этой статье мы рассмотрим медикаментозное лечение.
Блокаторы опиоидных рецепторов
Налтрексон/антаксон, вивитрол, налтрексон+триамцинолон — назначаются в связи с реализацией многих эффектов алкоголя через эндогенную опиоидную систему [2]. Эксперименты показали, что антагонисты опиоидных рецепторов блокируют подкрепляющие эффекты алкоголя, например, повышение уровня дофамина. Наиболее хорошо изучен налтрексон — уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств 1. Его эффективность была продемонстрирована во многих исследованиях [3-5], особенно хорошо он зарекомендовал себя в сочетании с психотерапией [1, 3]. Было показано, что прием налтрексона увеличивает время абстиненции (на 27% по сравнению с плацебо), снижает частоту рецидивов и количество употребления спиртных напитков, а также количество дней запоя [6-10]. Однако отмечается, что налтрексон более эффективен для снижения потребления алкоголя, но не тяги к нему. Воздержание перед началом терапии налтрексоном повышает его эффективность в отношении абстиненции и снижения потребления алкоголя перед плацебо [11]. Данные о налтрексоне остаются неоднозначными. В некоторых клинических исследованиях сообщалось об отсутствии существенных различий между налтрексоном и плацебо или о его скромной эффективности [12].
Существуют данные, которые демонстрируют снижение эффективности налтрексона после 12 недель терапии, что связывают с развитием побочных эффектов и снижением комплаенса пациентов, а также с вероятным разрушением налтрексона при энтеральном введении [3]. Вариант решения данной проблемы — использование пролонгированной формы препаратов и комбинированных ЛС. Так, вивитрол (пролонгированный налтрексон) вводится внутримышечно 1 раз в 4 недели. Такой подход приводит к отсутствию ежедневных пиков концентрации и снижению метаболитов, что потенциально улучшает эффективность и переносимость препарата и минимизирует гепатотоксичность. Шестимесячное многоцентровое исследование инъекционного налтрексона в дозе 380 мг у 624 пациентов с алкогольной зависимостью выявило значительное сокращение количества дней потребления алкоголя по сравнению с плацебо [13]. Другим препаратом длительного действия является комбинированный препарат Налтрексон+триамцинолон, использующийся в виде подкожного имплантата (действие до 8-10 недель).
Сенсибилизирующая терапия
Вторая тактика лечения алкоголизма – повышение чувствительности к приему алкоголя (усиление токсического эффекта алкоголя). Этот метод получил название сенсибилизирующей терапии. Препараты создают физическую непереносимость алкоголя, благодаря нарушению его метаболизма, из-за чего в крови появляются токсичные продукты неполного распада этанола.
Классический препарат данной группы — дисульфирам (тетурам, абстинил, антабус) — уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств 1. В основе фармакологической активности дисульфирама лежит необратимое подавление активности ацетальдегиддегидрогеназы (АлДГ), катализирующей превращение ацетальдегида в ацетат. Смысл использования дисульфирама в том, чтобы закрепить ассоциацию между употреблением алкоголя и состоянием дисульфирам-алкогольной интоксикации («похмельный синдром») [2]. В отсутствии контроля за приемом препарата дисульфирам не отличается значимо по клинической эффективности от плацебо, что, возможно, обусловлено низким комплаенсом пациентов. Если же пациент мотивирован, имеет прочные семейные связи и поддержку, то применение дисульфирама достаточно эффективно [10, 14-17].
В целом, было показано, что дисульфирам оказывает некоторое влияние на краткосрочную абстиненцию и количество дней до рецидива, а также на количество дней употребления алкоголя по сравнению с плацебо, отсутствием лечения или другими видами терапии у пациентов с алкогольной зависимостью [18]. При этом взаимодействие дисульфирама и этанола достаточно опасно, поэтому дисульфирам рекомендуется назначать только для поддержания воздержания, а не для уменьшения потребления алкоголя.
Вариантом повышения комплаенса пациента является использование прологнированных (Тетлонг-250 и др.) и имплантационных форм. При этом следует отметить, что в клинических рекомендациях дисульфирам-содержащие имплантаты не рекомендованы из-за невозможности поддерживать адекватную постоянную дозировку дисульфирама в организме [19]. Альтернативой дисульфирама является цианамид («Колме»), который более селективно блокирует активность АлДГ и не ингибирует β-дофамингидроксилазу, в отличие от дисульфирама. Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств 2. По данным сравнительных исследований, цианамид имеет более благоприятный профиль безопасности по сравнению с дисульфирамом [20]. Сенсибилизирующее действие цианамида на алкоголь проявляется раньше (примерно через 45-60 мин) и длится короче (около 12 ч), чем у дисульфирама. Также в отличие от дисульфирама цианамид не обладает гипотензивным эффектом.
Антидепрессанты
Рекомендованы пациентам с алкогольной зависимостью при наличии расстройств депрессивного спектра с целью стабилизации эмоционального состояния — уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств 2. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Их назначение обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, недостаточность нейромедиаторной системы и, в частности, дефицит базального уровня серотонина, являются предикторами развития алкоголизма. Во-вторых, у пациентов, страдающих синдромом зависимости, развиваются вторичные депрессивные состояния вследствие нейрохимических нарушений, вызванных хронической алкогольной интоксикацией. Кроме того, возможно, антидепрессанты из группы СИОЗС (миансерин, флувоксамин, флуоксетин) обладают свойством непосредственно подавлять патологическое влечение к алкоголю [21].
Применение антидепрессантов трициклической структуры и ингибиторов моноаминооксидазы (МАО) осложнено в связи со множественными побочными эффектами и нежелательными интеракциями (потенцирование алкоголя, холинолитический делирий, судорожный синдром, кардиотоксичность, тираминовые осложнения на красное вино и пиво) [2]. При этом стоит отметить, что авторы мета-анализа 2018 года, проведенного Cochrane, заключили, что антидепрессанты, хотя и могут быть полезны у людей с сопутствующей депрессией и алкогольной зависимостью, не обладают высокой клинической значимостью [22].
Антиконвульсанты
Противосудорожные рекомендуются пациентам при наличии выраженных аффективных нарушений с целью стабилизации эмоционального состояния (уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств 3). В частности, рекомендованы карбамазепин (финлепсин) — в комплексной поддерживающей терапии лиц с алкогольной зависимостью в период ремиссии, препараты вальпроевой кислоты, топиромат [23]. Среди антиконвульсантов лучше всего изучено применение топирамата. Исследования применения топирамата в дозе 300 мг/день говорят о снижении количества дней, в которые пациент выпивает [24]. Топирамат уменьшал тягу к алкоголю и употребление алкоголя у 150 участников в течение 12 недель, а также уменьшал количество дней употребления алкоголя, количество выпивки в день у 85 участников в 14-недельном исследовании. Метаанализ показал, что топирамат значительно увеличивает количество дней воздержания и снижает количество дней, когда человек пьет, по сравнению с плацебо [12]. Правда, у топирамата сравнительно много побочных действий, из-за которых он не может использоваться в качестве препарата первой линии.
Еще один препарат из данной группы – габапентин. Он показал свою эффективность в снижении процента дней, когда пациент употребляет алкоголь, количества выпивки в день, а время воздержания от употребления алкоголя [25, 26]. Однако существенным минусом габапентина является сравнительно высокий риск зависимости и синдром отмены. При этом следует заметить, что неопровержимых доказательств эффективности использования антиконвульсантов в терапии алкоголизма пока нет [27]. Все исследования неоднозначны, поэтому решение о назначении антиконвульсантов принимается индивидуально по принципу «риск-польза».
Антипсихотические препараты
Нейролептики (лепонекс, трифлуперазин, флюанксол, сульпирид, рисперидон и др.) рекомендуется назначать пациентам при наличии психомоторного возбуждения, агрессивного, суицидального или психопатоподобного поведения, сверхценных образований в структуре синдрома патологического влечения к алкоголю (уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств 3). На начальном этапе ремиссии алкогольной зависимости нейролептики эффективно купируют тревогу, бессонницу, дисфорию, нивелирует алкогольную мотивацию и поведенческие нарушения, при комплексной терапии способствуют формированию более качественной и продолжительной ремиссии [28-30]. Назначают антипсихотические препараты с менее выраженными экстрапирамидными побочными эффектами, в невысоких дозах и часто короткими (в среднем 2-3 недели) курсами, потому что длительное применение приводит к возникновению вялости и субдепрессии. При этом, в клинических рекомендациях отмечают, что использование антипсихотических препаратов проводится только по строгим показаниям, так как они не являются базовыми средствами терапии.
Препараты, не указанные в клинических рекомендациях
Баклофен – агонист ГАМКв-рецепторов, облегчает отвыкание от алкоголя и уменьшает вероятность возобновления его употребления в период ремиссии. В некоторых статьях была продемонстрирована его потенциальная эффективность, когда в других, наоборот, было показано отсутствие различий с плацебо [31-33]. В настоящий момент использование баклофена в качестве терапии первой линии сомнительно.
Налмефен – относительно новый препарат в России (зарегистрирован в 2015 г), схожий по своему принципу с налтрексоном. К его особенностям относится возможность однократного приема в дни, характеризующиеся высоким риском употребления алкоголя после периода воздержания, в расчете на уменьшение дозы спиртных напитков под действием препарата и предотвращение массивного алкогольного эксцесса. Существуют некоторые исследования, демонстрирующие более высокую эффективность налмефена по сравнению с налтрексоном [34], однако в клинические рекомендации налмефен не включен. Налмефен снижает общее потребление алкоголя и количество дней употребления большого количества спиртосодержащих напитков, поэтому он может быть рекомендован преимущественно пациентам, которые не хотят полностью воздерживаться от потребления алкоголя.
Акампросат не зарегистрирован в России, хотя достаточно давно зарегистрирован в Европе и одобрен FDA для лечения алкогольной зависимости. Является антагонистом NMDA-рецепторов и, возможно, парциальным агонистом ГАМКа-рецепторов. Большая часть препарата выделяется с мочой в неизмененном виде, поэтому, в отличие от налтрексона, он не обладает гепатотоксичностью. Большинство мета-анализов подтверждают хорошую эффективность акампросата при лечении алкоголизма — он снижает риск потребления алкоголя и рецидивов, а также увеличивает количество дней воздержания [6, 10, 35, 36]. В настоящий момент ведутся разработки и клинические исследования новых лекарственных средств для лечения алкоголизма, о некоторых из которых можно прочитать в этом обзоре [12].
Литература:
- Anton R.F., et al. Combined pharmacotherapies and behavioral interventions for alcohol dependence: the COMBINE study: a randomized controlled trial. JAMA. 2006;295(17):2003-17.
- Сквира И.М. Противорецидивная фармакотерапия алкогольной зависимости (обзор литературы) Проблемы здоровья и экологии. 2014;(2):7-11.
- Del Re A.C., et al. The declining efficacy of naltrexone pharmacotherapy for alcohol use disorders over time: a multivariate meta-analysis. Alcohol Clin Exp Res. 2013;37(6):1064-8.
- Shen W.W. Anticraving therapy for alcohol use disorder: A clinical review. Neuropsychopharmacology Reports. 2018;38:105–116.
- Rösner S., et al. Opioid antagonists for alcohol dependence. Cochrane Systematic Review.
- Donoghue K., et al. The efficacy of acamprosate and naltrexone in the treatment of alcohol dependence, Europe versus the rest of the world: a meta-analysis. Addiction. 2015;110(6):920-30.
- Rösner S., et al. Acamprosate supports abstinence, naltrexone prevents excessive drinking: evidence from a meta-analysis with unreported outcomes. J Psychopharmacol. 2008;22(1):11-23.
- Soyka M. Review: In alcohol use disorders, acamprosate is more effective for inducing abstinence while naltrexone is more effective for reducing heavy drinking and craving. Evid Based Ment Health. 2013;16(3):71.
- Ahmed R., et al. Adding Psychotherapy to the Naltrexone Treatment of Alcohol Use Disorder: Meta-analytic Review. Cureus. 2018;10(8):e3107.
- Petrov I., et al. Metaanalyse af farmakologisk alkoholmisbrugsbehandling med acamprosat, naltrexon og disulfiram [Meta-analysis of pharmacological therapy with acamprosate, naltrexone, and disulfiram--a systematic review]. Ugeskr Laeger. 2011;173(48):3103-9.
- Maisel N.C., et al. Meta-analysis of naltrexone and acamprosate for treating alcohol use disorders: when are these medications most helpful? Addiction. 2013;108(2):275-93.
- Burnette E.M., et al. Novel Agents for the Pharmacological Treatment of Alcohol Use Disorder. Drugs. 2022;82(3):251-274.
- Garbutt J.C., et al. Efficacy and tolerability of long-acting injectable naltrexone for alcohol dependence: a randomized controlled trial. JAMA. 2005;293(13):1617-25.
- Крупицкий Е.М. и соавт. Двойное слепое рандомизированное сравнительное плацебо-контролируемое исследование эффективности и переносимости дисульфирама и цианамида в терапии синдрома зависимости от алкоголя. Наркология. 2020;19(8):41-55.
- Skinner M.D. et al. Disulfiram efficacy in the treatment of alcohol dependence: a meta-analysis. PLoS One. 2014;9(2):e87366
- Brewer C. et al. Supervised Disulfiram's Superior Effectiveness in Alcoholism Treatment: Ethical, Methodological, and Psychological Aspects. Alcohol Alcohol. 2017;52(2):213-219.
- Yoshimura A., et al. Efficacy of disulfiram for the treatment of alcohol dependence assessed with a multicenter randomized controlled trial. Alcohol Clin Exp Res. 2014;38(2):572-8.
- Jørgensen C.H., et al. The efficacy of disulfiram for the treatment of alcohol use disorder. Alcohol Clin Exp Res. 2011;35(10):1749-58.
- Johnsen J. et al. Disulfiramimplantasjon. Manglende farmakologisk og klinisk effekt [Disulfiram implants. Lack of pharmacological and clinical effects]. Tidsskr Nor Laegeforen. 1990;110(10):1229-30.
- Винникова М.А. и соавт. Терапевтическая эффективность и безопасность цианамида в сравнении с дисульфирамом при лечении больных с зависимостью от алкоголя: сравнительное открытое рандомизированное мультицентровое клиническое исследование. Вопросы наркологии. 2013;1:46-64.
- Нашкенова А.М. и соавт. Актуальные вопросы активной противоалкогольной фармакотерапии. Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2015;(2):196-201
- Agabio R., et al. Antidepressants for the treatment of people with co-occurring depression and alcohol dependence. Cochrane Systematic Review
- Hammond C.J., Anticonvulsants for the Treatment of Alcohol Withdrawal Syndrome and Alcohol Use Disorders. CNS Drugs. 2015;29(4):293–311.
- Максимов В.И. Мировой опыт применения топирамата (обзор литературы). Межд невр журнал. 2011;2:81-85.
- Kranzler H.R. A meta-analysis of the efficacy of gabapentin for treating alcohol use disorder. Addiction. 2019;114(9):1547-1555.
- Anton R.F., et al. Efficacy of Gabapentin for the Treatment of Alcohol Use Disorder in Patients With Alcohol Withdrawal Symptoms: a Randomized Clinical Trial. Cochrane Systematic Review.
- Pani P.P., et al. Anticonvulsants for alcohol dependence. Cochrane Systematic Review.
- Ray A., A human laboratory study of the effects of quetiapine on subjective intoxication and alcohol craving. Psychopharmacology (Berl). 2011;217(3):341-51.
- Brunette M.F., et al. An open-label pilot study of quetiapine plus mirtazapine for heavy drinkers with alcohol use disorder. Alcohol. 2016;53:45-50.
- He S., et al. The Relationship between Alcohol Craving and Insomnia Symptoms in Alcohol-Dependent Individuals. Alcohol and Alcoholism. 2019;54(3):287–294.
- Ахрамейко А. В. Современные аспекты лечения алкоголизма. Молодой ученый. 2015;99(19):255-259.
- Minozzi S., et al. Baclofen for alcohol use disorder. Cochrane Systematic Review.
- Palpacuer C., et al. Pharmacologically controlled drinking in the treatment of alcohol dependence or alcohol use disorders: a systematic review with direct and network meta-analyses on nalmefene, naltrexone, acamprosate, baclofen and topiramate. Addiction. 2018;113(2):220-237.
- Soyka M., et al. Comparing Nalmefene and Naltrexone in Alcohol Dependence: Are there any Differences? Results from an Indirect Meta-Analysis. Pharmacopsychiatry. 2016;49(2):66-75.
- Rösner S., et al. Acamprosate for alcohol dependent patients. Cochrane Systematic Review.
Witkiewitz K., et al. Acamprosate for treatment of alcohol dependence: mechanisms, efficacy, and clinical utility. Ther Clin Risk Manag. 2012;8:45-53.