Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины, симптомы и диагностика
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: разбор синдрома
Иногда оказываешься невольным свидетелем сцены, где мама кричит в изнеможении на ребенка, который вертится как юла, и то и дело всех тормошит. А что если причина тому вовсе не нарочно плохое поведение маленького человека? Что если по-другому он просто не может, и импульсивность, рассеянность, невнимательность — лишь признаки работы его особенной ЦНС?
Гиперкинетические расстройства[1] или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относятся к числу часто диагностируемых психических расстройств в детском возрасте (от 3 до 25 %, в среднем 7-8%). Т.е. СДВГ встречается примерно у 1 из 20 современных детей и подростков. Первые проявления фиксируются с 3 до 6 лет. Мальчики страдают СДВГ в 4 раза чаще, чем девочки[2] .
Примерно у 50% пациентов, симптомы СДВГ с определенной трансформацией, переходят во взрослую жизнь, что говорит о хроническом течении данной патологии. Хорошая новость для родителей: согласно исследованиям, опубликованным в Международном журнале эпидемиологии, симптомы СДВГ быстрее всего снижаются в возрасте от 8 лет и от 14 до 18 лет, особенно у девочек[3].
Примерно у 50% пациентов, симптомы СДВГ с определенной трансформацией, переходят во взрослую жизнь, что говорит о хроническом течении данной патологии. Хорошая новость для родителей: согласно исследованиям, опубликованным в Международном журнале эпидемиологии, симптомы СДВГ быстрее всего снижаются в возрасте от 8 лет и от 14 до 18 лет, особенно у девочек[3].
Немного истории
В 1930-х годах проявления СДВГ в виде неадекватно высокого уровня импульсивности, гиперактивности и невнимательности лежало в основе таких проявлений как минимальные повреждения головного мозга (МПГМ) и минимальная мозговая дисфункция (ММД), развитие которых было схоже с симптомами энцефалита или состоянием после травматических родов[4].
В 1952 году Американская Психиатрическая Ассоциация опубликовала “Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders”, DSM-I (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам). Главная идея основателя данного каталога Адольфа Мейера, ставшая основой DSM-I и их последующих редакций, связана с его точкой зрения на симптомы, которые трактуются не только как внешние проявления нарушений в работе организма, а как комплексная реакция на жизненные обстоятельства. Далее, в начале 80-х, из термина «минимальная мозговая дисфункция» выделены два синдрома: дефицита внимания и гиперактивность[4].
Причины
На сегодняшний день этиология СДВГ до конца не установлена, но всеми исследователями признается ее многофакторность. Выделяют три группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома: медико-биологические (церебрально-органические), в том числе неблагоприятная беременность (стресс, недоношенность, преждевременные роды, несбалансированное питание, дефицит необходимых витаминов, попадание в организм нейротоксинов, механическая травма головного мозга (во время беременности, при родах и в ранние периоды жизни) генетические; психосоциальные. Однако, наследуемость синдрома является одной из самых высоких среди психических расстройств, определяется в 76%.
Патогенез
СДВГ на сегодняшний день, несмотря на большое число исследований, до конца не уточнен, однако, не вызывает сомнения нейробиологическая природа данного нарушения, связанная с задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, обеспечивающих процессы поведенческого торможения и самоконтроля.
Классификация по МКБ-10
В международной классификации болезней 10-го пересмотра выделяют заболевание — F 90 «Гиперкинетические расстройства»[5]:
- F 90.0 Нарушение активности и внимания
- F 90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
- F 90.8 Другие гиперкинетические расстройства
- F 90.9 Гиперкинетическое расстройство неуточненное
В классификации же “Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам” (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, DSM-V) выделяют синоним “Гиперкинетического расстройства” — СДВГ.
Как в МКБ-10 (гиперкинетические расстройства), так и в DSM (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) диагноз ставится на основании качественных клинических критериев, которые носят описательный характер, либо базируются на наличии ряда стандартных поведенческих стереотипов, встречающихся в определенном возрасте и приводящих к нарушению социальной адаптации. Гиперкинетическое расстройство и/или СДВГ характеризуются триадой кардинальных симптомов, необходимых для диагноза: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью, причем они должны выявляться более чем в одной ситуации.
Симптомы
СДВГ проявляется как
- Невнимательность: забывчивость, легко отвлекается, часто теряет вещи, отвлекается от проблем, требующих большого количества усилий и времени, не удерживает внимание на деталях, делает много ошибок, не слушает, когда к нему обращаются, не следует указаниям, не доводит дело до конца, не способен самостоятельно спланировать выполнение задачи.
- Импульсивность: вмешивается в разговоры и дела других, не задумываясь отвечает на вопросы, не может дождаться своей очереди.
- Гиперактивность: постоянно крутится, не может сидеть на месте, когда это необходимо, чрезмерная бесцельная двигательная активность, не может тихо и спокойно играть, постоянно находится в движении, очень разговорчивый.
При наличии 8-9 симптомов у ребенка необходимо обратиться к врачу[4].
Типы СДВГ
Согласно Клиническим рекомендациям по диагностике и лечению гиперкинетических расстройств[6] выделяют:
- СДВГ с преимущественными нарушениями внимания. Наблюдаются больше половины симптомов невнимательности. Чаще встречается у подростков (20-30% случаев).
- СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Проявляются гиперактивно-импульсивные симптомы. Чаще встречается в дошкольном возрасте (15% случаев).
- Смешанный СДВГ. Наблюдаются проявления симптомов гиперактивности, импульсивности и невнимательности одновременно (от 50-75% случаев).
Диагностика
К сожалению, в связи с большой гетерогенностью данная патология диагностируется поздно, часто уже в школьном возрасте. Однако родители, как правило, задолго до этого обращают внимание на нарушения поведения ребенка и обращаются к педиатрам, неврологам. Недостаточность знаний врачей, психологов, педагогов о данном расстройстве приводит к тому, что семья не получает адекватной поддержки и терапии. Диагностика включает следующие виды обследований: психиатрическое исследование; физикальные, клинические (психопатологические) и экспериментально-психологические исследования; консультации нейропсихолога, логопеда, дефектолога.
Источники
- Эргашева Н.Н., Юнусов М.З. Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. Медицинский взгляд на проблему // ORIENSS. 2022. №2.
- Казаковцев Б. и др. (ред.). Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в РФ). – Litres, 2017.
- Вуттон Р.Э., Риглин Л., Блейки Р. и др.. Снижение признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности в течение жизни в общей популяции: траектории в пяти возрастных когортах населения в возрасте от 3 до 45 лет // Международный журнал эпидемиологии. – 2022. – Т. 51 (3) – С.919-930.
- Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра //М.: Практика. – 2018.
- Клинические рекомендации по диагностике и лечению гиперкинетических растройств https://psychiatr.ru/news/449
- Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы практической педиатрии. – 2012. – Т. 7. – №. 1. – С. 54-62.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах: