Фармакотерапия взрослых с избыточной массой тела и ожирением – спасение или вред?
Актуальность вопроса
Избыточная масса тела и, в особенности, ожирение – это серьезная угроза здоровью и основной фактор риска определенных хронических болезней, таких как сахарный диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания, остеоартрит и некоторые формы рака.
Ожирение затрагивает все возрастные группы и представляет одну из ключевых причин смертности и инвалидизации населения в мире. В 2016 году по данным ВОЗ свыше 1,9 миллиарда взрослых имели избыточный вес, среди них 34,2 % (650 миллионов) страдали ожирением. Ожирение встречается в среднем у 11% мужчин и 15% женщин. В 2016 году в РФ доля людей с избыточной массой тела составила 62,0%, из них у 26,2% имелось ожирение.
Новый взгляд на фармакотерапию
8 декабря 2021 года в журнале The Lancet вышла большая статья с систематическим обзором и сетевым метаанализом рандомизированных контролируемых исследований по поводу фармакотерапии взрослых с избыточной массой тела и ожирением.
Почему это важно?
Фармакотерапия дает возможность взрослым с избыточной массой тела и ожирением похудеть, если одно лишь изменение образа жизни не помогает. Стоит заметить, что в среднем только 61% людей с избыточной массой тела и ожирением придерживаются программы изменения образа жизни, и 53% достигают долгосрочного контроля веса с помощью модификации образа жизни без вспомогательных средств. Обобщение самых последних данных о пользе и вреде препаратов для снижения веса – важный шаг в разработке эффективной тактики снижения веса.
Методы
Сетевой метаанализ включал поиск в PubMed, Embase и Cochrane Library рандомизированных контролируемых испытаний препаратов для снижения веса у взрослых с избыточным весом и ожирением. Из 14 605 идентифицированных ссылок на научные статьи команда оценила 538 полных рукописей на соответствие требованиям. Из них оказались подходящими 143 (рандомизированные контролируемые исследования). Общее число участников составило 49 810 участников. Требования к исследованиям были следующими:
1) сравнение должно происходить между препаратом-кандидатом и изменением образа жизни как с использованием плацебо, так и без него, либо с альтернативным препаратом для снижения веса;
2) должна содержаться информация об абсолютном или процентном изменении массы тела по сравнению с исходным уровнем или абсолютной массой тела до и после лечения или любой другой тип оценки качества жизни;
3) продолжительность лечения ⩾ 12 недель.
Из выборки также исключались испытания с перекрестным дизайном; исследование любых комбинаций лекарственных средств, кроме комбинаций в одной таблетке (например, фентермин/топирамат и бупропион/налтрексон); систематическое включение лиц с такими психическими состояниями, как шизофрения, депрессия и расстройства пищевого поведения; исследование беременных женщин или участников с нормальной массой тела; публикация на языке, отличном от английского.
Результаты исследования
За исключением левокарнитина, все исследуемые препараты снижали массу тела по сравнению только с модификацией образа жизни; все последующие числа относятся к сравнению с группой пациентов, которые только меняли образ жизни. Доказательства с высокой и средней степенью достоверности были установлены у действия фентермина/топирамата и агонистов рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1).
Средняя разница [СР] изменения веса тела в процентах для фентермина/топирамата составила -7,97% от исходной массы, а отношение шансов [ОШ] снижения массы тела на 5% и более: 8,00. Для агонистов рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1) СР составила -5,75%, а ОШ: 6,20.
При приеме налтрексона/бупропиона, фентермина/топирамата, агониста рецептора ГПП-1 и орлистата со временем увеличивалась частота нежелательных побочных реакций, приводивших к отмене препарата. В ретроспективном анализе семаглутид, один из агонистов рецептора ГПП-1, продемонстрировал и высокую вероятность потери 5% и более веса (ОШ: 9,81), так и значительное изменение массы тела в процентах (СР: -11,41) — эти параметры оказались значительно лучше, чем у любых других препаратов с повышенным риском нежелательных реакций, ведущих к отмене лекарственных средств.
Итоги
В ходе исследования было выявлено, что фентермин/топирамат и агонисты рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1) оказались наиболее эффективными в снижении веса. Семаглутид (зарегестрирован в РФ) оказался наиболее эффективным из агонистов рецептора GLP-1 и продемонстрировал более выраженный эффект, чем любой другой препарат. Фентермин/топирамат и налтрексон/бупропион давали самый высокий риск нежелательных явлений, приводящих к прекращению лечения.
Следует заметить, что фентермин включён в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры законодательного контроля (cписок II, раздел Психотропные вещества). Топирамат в РФ используется главным образом как противоэпилептический препарат, причем, по некоторым данным, этот препарат может уйти с рынка РФ в 2022 году. Тем не менее, в 2012 году комбинация фентермин/топирамат была одобрена в Соединенных Штатах для похудения после ряда клинических исследований. Интересная ситуация и с бупропионом — фирма-производитель ушла с российского рынка, завершив поставки, поэтому бупропион исключили из государственного реестра лекарств. В свою очередь, налтрексон в отечественной практике чаще всего используется для лечения алкогольной и наркотической зависимости. Однако комбинированные средства, содержащие налтрексон и бупропион, были одобрены для длительного лечения ожирения сначала в США в 2014 году, а затем и в ЕС в 2015 году.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах: