Импортозамещение по правилу «второй лишний» поднимет Российскую фармпромышленность?
Импортозамещение по правилу «второй лишний» поднимет Российскую фармпромышленность?
2 сентября подошла к концу независимая антикоррупционная экспертиза нашумевшего законопроекта о новом порядке госзакупок лекарственных средств. Неужели правило «второй лишний» сможетзатронуть все без исключения медикаменты?
Юридические аспекты
Революционный проект начинает отсчет 26 августа 2024 г. – именно тогда начались общественные обсуждения текста новинки с полным названием «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров отдельными видами юридических лиц». Разработчиком выступил Минфин России. Ожидается, что полностью в законную силу законодательный акт вступит с 1 января 2025 года, а с 1 октября начнется частичная его реализация.
В пояснительной записке указано, что новый закон создан в связи спринятием 8 августа 2024 г. ФЗ № 318 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Речь идет о создании национального режима госзакупок, в который входит правило «второго лишнего», запрещающее участие зарубежных организаций, если есть хотя бы одна заявка от российских организаций. Таким образом, благодаря программе «Фарма-2030» и № 318-ФЗ приоритет будет отдан отечественным лекарственным ЛС. Предполагается, что с апреля следующего года изменение затронет лекарства полного цикла, после начала работы системы маркировки фармацевтических субстанций.
Законодательная интрига
Уже с 15 августапроходят совещания различных ведомств по поводу нового нормативно-правового акта. Загвоздка в том, что для осуществления правила «второй лишний» до сих пор не указана группа товаров. Вероятно, по аналогии с проектом «Фарма-2030» для этого потребуется согласовать список стратегически значимых лекарств. Однако есть информация, что существующий перечень СЗЛС из 215 наименований для нового закона не собираются корректировать, а речь идет о создании нового списка и пока что сложно учесть мнение всех ведомств и фарморганизаций для его утверждения. Тем не менее, существуют и другие источники, которые заявляют, что для нового закона не потребуются никакие списки СЗЛС или ЖНВЛП, ведь правило «второй лишний» могут в итоге принять вообще для всех лекарств. И именно такая формулировка используется в последней версии документа от Минфина.
Важные детали
Чтобы получить преимущество в госзакупках препарат должен быть отечественным. Как это определяетсяобъяснил советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова: «Российским считается лекарственный препарат, произведенный в России со стадии готовой лекарственной формы. Проект также указывает, что при подаче заявки с предложением препарата полного цикла, заявки с меньшим уровнем локализации приравниваются к иностранным». Однако при текущих формулировках у нового закона возникают противоречия с положениями Плана реализации стратегии «Фарма-2030», по которым приоритет закупки принадлежит лекарствам из Перечня СЗЛС, произведенным по полному циклу в ЕАЭС. Также юрист заявляет, что появляется противоречие и с Генеральным соглашением по тарифам и торговле, а именно — режимом наибольшего благоприятствования и нацрежимом.
Пока что не совсем понятно как будут разрешены все законодательные несоответствия и какие лекарства в конечном счете получат новые правила для государственных закупок. Ожидается уточнение формулировок или создание нового закона, который прояснит все неясные моменты.