Необходимы ли бустерные дозы вакцин против коронавируса?
Высокая эффективность мРНК-вакцин против симптоматического COVID-19 вселила надежду на то, что они предотвратят все инфекции, вызванные SARS-CoV-2. Однако когда из разных стран начали поступать сообщения о выявлении легких прорывных ковидных инфекций (прорывная инфекция - случай заболевания, при котором вакцинированный человек заболевает той же болезнью, которую вакцина должна предотвратить), возникла обеспокоенность, что у людей с быстро угасающим иммунным случаи заражения COVID-19 могут протекать по тяжелому сценарию даже после вакцинации.
В то время как тяжелое течение COVID-19 наблюдается в основном у невакцинированных или не полностью вакцинированных лиц, богатые вакцинами страны внедряют политику введения дополнительных, «бустерных» доз. Однако нет единого мнения о том, когда, для кого и для каких вакцин необходима бустерная доза. Несколько экспертов в области общественного здравоохранения поставили под сомнение потребность в бустерных дозах. Однако сторонники приводят доказательства того, что бустерные дозы защищают от прорывных инфекций в Израиле.
Популяционное исследование, проведенное Noam Barda и др. и опубликованное в конце октября в The Lancet, сообщает об эффективности бустерных доз в Израиле. Ученые сравнили две группы людей по частоте тяжелых прорывных инфекций COVID-19. Первая группа получила 2 дозы мРНК-вакцины BNT162b2 компании Pfizer-BioNTech, а вторая 3. Участники групп 1 и 2 соответствовали друг дургу по возрасту, полу, социально-демографическим и клиническим характеристикам, всего в обеих группах было по 728 321 человеку. Исследуемая популяция состояла на 87% из евреев, 51% составляли женщины. При сравнивании групп с 2 и 3 дозами в последней обнаружили снижение на 85% (ДИ - доверительный интервал 73–94) случаев госпитализаций, снижение на 76% (ДИ 49–94) случаев тяжелого течения заболевания и снижении на 94% (ДИ 72–100) смертей, связанных с COVID-19.
Авторы исследования уверены, что польза от третьей дозы доказана. Однако к ученым остался ряд вопросов. Например, почему люди, получившие только две дозы, откладывали третью? Возможно они так были уверены в своем иммунитете, что прекратили соблюдать эпидемиологические нормы во время пандемии, тем самым подвергая себя большему риску инфекционных заболеваний? Были ли люди, выбравшие третью дозу, например, из-за повышенной тревожности, более привержены социальному дистанцированию и другим эпидемиологическим мерам? Также некоторые реципиенты двух доз, которые не испытали прорывной инфекции, переходили в группу реципиентов трех доз. Обладали ли эти люди иммунным ответом, который защищал бы их даже без третьей дозы? Хотя подобные вопросы представляют научный интерес, наблюдаемый протективный эффект от третьей дозы кажется достоверным ввиду логичного дизайна исследования.
Насколько обобщаемы эти результаты?
В исследовании участвовали реципиенты вакцины BNT162b2, которая доставляет более низкую дозу антигена, чем вакцина мРНК-1273 Moderna. Центры США по контролю за заболеваниями сообщают, что вакцина мРНК-1273 показала снижение эффективности с 93% до 92% через 120 дней после вакцинации, а BNT162b2 с 91% до 77%. Причем эффективность BNT162b2 против дельта-штамма упала до 53% (ДИ 39–64) через 4 месяца после второй дозы, хотя эффективность против госпитализации оставалась высокой - 93% (ДИ 84–96) до 6 месяцев. Другие сообщения из Израиля и Катара также указывают на быстрое снижение уровня защиты. Хотя эти отчеты подтверждают аргументы в пользу бустерной дозы BNT162b2, пока нет доказательств, что этот опыт должен быть перенесен на другие вакцины, например на отечественный Спутник-V. В настоящем исследовании средний возраст испытуемых составлял 52 года, а самым молодым было 16 лет. Эффективность третьей дозы вакцины против госпитализации и тяжелого течения была одинаковой у мужчин и женщин, а также между людьми в возрасте от 40 до 70 и более лет; однако для людей в возрасте 16–39 лет частота тяжелых исходов была слишком мала для подведения статистики. Даже если люди старшего возраста с быстро ослабевающим иммунным ответом являются кандидатами на бустерную дозу, эти результаты не распространяются на людей от 16 до 30 лет.
Еще одна проблема бустерных доз – побочные реакции. Так, в ряде исследований было показано, что в редких случаях после вакцинации мРНК возможно возникновение миокардитов (1,0 случай на 100 000 человек) и перикардитов (1,8 случаев на 100 000 человек). Также существуют опасения относительно индуцированной вакциной тромбоцитопении у молодых реципиентов векторных вирусных вакцин (четкой статистики нет). Кроме того, не решен вопрос – какими вакцинами лучше проводить бустеризацию. Исследование в Аргентине показало, что вакцины Спутник Лайт и Moderna в качестве бустеров вызвали сильный иммунный ответ, наилучшие результаты были при комбинировании вакцины Oxford/AstraZeneca со Спутником Лайт.
Если повсеместная практика введения третьей дозы установится в странах, богатых вакцинами, это может усугубить нехватку вакцин для других стран. Таким образом, недостаточно вакцинированные популяции могут создать условия для появления новых, более опасных штаммов вируса, которые затем проникнут в богатые вакцинами страны и вызовут новые волны инфекции. Поэтому странам необходимо не только защищать свое население, но обеспечивать адекватные поставки в другие государства. Повсеместное применение бустерных доз возможно только после тщательного анализа всех рисков.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах: