Нирсевимаб для профилактики РСВ у новорожденных
Нирсевимаб для профилактики РСВ у новорожденных
Почему РСВ является большой проблемой?
РСВ (респираторно-синцитиальный вирус) — распространенный контагиозный вирус: он вызывает сезонные эпидемии инфекций нижних дыхательных путей, которые приводят к бронхиолиту и пневмонии у младенцев. Этот вирус также является основной причиной госпитализаций у всех младенцев. В 2015 году во всем мире было зарегистрировано около 30 миллионов случаев острых инфекций нижних дыхательных путей, что привело к более чем трем миллионам госпитализаций, и, по оценкам, было 60 000 случаев внутрибольничной смерти детей младше пяти лет. В последние месяцы после ослабления мер общественного здравоохранения в связи с COVID-19 произошел всплеск РСВ. Хотя недоношенные дети и дети с сопутствующими заболеваниями легких и/или сердца входят в группу повышенного риска тяжелого течения заболевания, большинство случаев госпитализации из-за РСВ приходится на здоровых детей, рожденных в срок.
РСВ у новорожденных можно предотвратить?
3 марта 2022 года в журнале NEJM (The New England Journal of Medicine) была опубликована подробная статья с результатами 3 фазы клинических испытаний по оценке нирсевимаба, первого исследуемого антитела длительного действия, разработанного для защиты детей в течение сезона респираторно-синцитиального вируса с помощью однократной дозы. Следует отметить, что это первая потенциальная иммунизация, которая продемонстрировала защиту от РСВ у младенцев в ходе 3 фазы клинических испытаний.
Подробнее о нирсевимабе
Нирсевимаб представляет собой рекомбинантное каппа-моноклональное антитело IgG1 человека. Это АТ связывает субъединицы F1 и F2 белка слияния РСВ в высококонсервативном эпитопе и блокирует данный белок ещё до слияния вируса с клеткой-хозяином. Нирсевимаб демонстрирует большую эффективность в отношении ингибирования РСВ, чем паливизумаб, как в клеточных культурах, так и на животных моделях. Кроме того, Fc-участок АТ сконструирован так, чтобы иметь увеличенный период полувыведения in vivo. Однократная доза нирсевимаба, введенная перед сезоном РСВ, защищала здоровых недоношенных младенцев (рожденных в гестационном возрасте от 29 недель до <35 недель) от инфекций нижних дыхательных путей, связанных с РСВ, с эффективностью 70% и имела благоприятный профиль безопасности.
Дизайн исследования
В данном многонациональном рандомизированном плацебо-контролируемом клиническом испытании оценивали эффективность и безопасность нирсевимаба как у здоровых детей, рожденных в срок, так и у недоношенных детей с гестационным возрастом не менее 35 недель, которые вступали в свой первый сезон РСВ. Ученые рандомизировали 1490 младенцев в две группы с соотношением два к одному: 994 были распределены в группу нирсевимаба и 496 — в группу плацебо. Младенцы получали однократную внутримышечную инъекцию нирсевимаба или плацебо до начала сезона РСВ. Первичным показателем эффективности была связанная с РСВ инфекция нижних дыхательных путей в течение 150 дней после инъекции. Вторичным показателем эффективности была госпитализация по поводу РСВ-ассоциированной инфекции нижних дыхательных путей в течение 150 дней после инъекции.
Обнадеживающие результаты
Медицинская помощь по поводу РСВ-ассоциированной инфекции нижних дыхательных путей потребовалась 12 младенцам (1,2%) из группы нирсевимаба и 25 младенцам (5%) из группы плацебо. Эти результаты соответствуют эффективности нирсевимаба равной в среднем 74,5% (доверительный интервал [ДИ] от 49,6 до 87,1 %). Госпитализация по поводу РСВ-ассоциированной инфекции нижних дыхательных путей произошла у 6 детей (0,6%) в группе нирсевимаба и у 8 детей (1,6%) в группе плацебо (эффективность 62,1%; ДИ от -8,6 до 86,8 %). Среди младенцев, данные по которым были доступны на протяжении 361-го дня, антилекарственные антитела были обнаружены у 58 из 951 (6,1%) в группе нирсевимаба и у 5 из 473 (1,1%) в группе плацебо. Большинство побочных реакций были легкими и представляли собой лихорадку (у 1 ребенка, получавшего нирсевимаб, и у 2 детей, получавших плацебо), дискомфорт (у 2 детей) и локальную боль или отек в месте инъекции (у 3 детей).
К серьезным нежелательным явлениям относили те, которые привели к смерти, были опасны для жизни, привели к госпитализации или продлению госпитализации, вызвали стойкую или клинически значимую инвалидность или нетрудоспособность или были признаны важным медицинским событием. Серьезные нежелательные явления были зарегистрированы у 67 из 987 детей (6,8%), получавших нирсевимаб, и у 36 из 491 ребенка (7,3%), получавших плацебо. Одна смерть по неизвестной причине произошла на 140-й день у младенца с задержкой развития. На основании сообщений о таких нежелательных явлениях, как рецидивирующая рвота, гипогликемия и анемия, исследователи заподозрили основное хроническое заболевание, которое не было диагностировано при жизни. Две смерти (в дни 143 и 338) были связаны с гастроэнтеритом у младенцев, которые не получали медицинскую помощь по поводу болезни.
Таким образом, исследователи пришли к выводу, что ни одно из серьезных нежелательных явлений, включая летальный исход, не было связано с нирсевимабом или плацебо. В том числе, не было сообщений об анафилаксии или других серьезных реакциях гиперчувствительности. У одного реципиента нирсевимаба через 6 дней после инъекции появилась генерализованная макулярная сыпь 3 степени без каких-либо системных признаков, которая не требовала лечения и разрешилась через 20 дней; исследователи посчитали, что это событие было связано с нирсевимабом.
Вывод
Частота возникновения РСВ-ассоциированной инфекции нижних дыхательных путей в группе нирсевимаба была значительно ниже, чем в группе плацебо, а побочные эффекты возникали в обеих группах с одинаковой частотой, причем большинство нежелательных явлений были легкими.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах: