Онлайн-обучение медицинских специалистов
Чаты с коллегами
+7 499 213-05-00

Пациент, соблюдающий рекомендации: миф или реальность

Головная боль и одна из главных проблем каждого практикующего врача - пациенты. А точнее, их приверженность лечению. Прислушиваются и строго придерживаются рекомендаций по лечению, к сожалению, далеко не все заболевшие. Причем такая ситуация прослеживается не только в России, но и во всем мире. 

Так как же замотивировать пациента лечиться правильно? Поговорим об этом в нашей статье. 

Почему пациенты не соблюдают рекомендации?

По данным, приведенным в научной статье «Приверженность в лечении: методики оценки, технологии коррекции недостаточной приверженности терапии» только 39,2 % пациентов соблюдают врачебные рекомендации. Хотя очевидно, что даже самый правильно выстроенный курс к выздоровлению не принесет никакой пользы, если пациент не прислушивается к советам своего лечащего врача. 

В своей статье «Факторы, определяющие приверженность к лечению больных артериальной гипертензией» О. В. Мачильская выделила следующие причины низкой комлаентности:

- Тяжесть и динамика симптомов болезни

Пациент боится, что рекомендованное лечение сделает его самочувствие хуже. Часто люди с тяжелыми заболеваниями отказываются от лечения, в связи с его длительностью.  

-  Особенности лечения

Отказ следовать рекомендациям возможен при неправильном назначении лекарственного средства, который увеличивает риск нежелательных эффектов или его цена завышена

- Возраст, семейное положение, пол населения

По результатам исследования женщины чаще принимали рекомендованные лекарственные средства, чем мужчины. Люди пожилого возраста более четко следуют назначенному лечению, чем молодые. Пациенты без семьи чаще отказываются от какого-либо лечения. 

- Хронические заболевания

Особенно низкий уровень комплаентности можно отметить у пациентов с хроническими заболеваниями, которые должны проходить сложный длительный, а иногда и пожизненный курс лечения. 

Также низкая приверженность назначенному лечению наблюдается у пациентов, чье заболевание не имеет симптомов. Например, только половина пациентов, страдающих от хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и бронхиальной астмы, придерживаются рекомендованного курса лечения. 

Как мотивировать пациента соблюдать рекомендации?

Роль врача - показать пациенту важность и значимость выбранного лечения. Важно доступно и наглядно объяснить, к чему может привести несоблюдение рекомендаций: пропуски приемов, несообщение о новых симптомах и побочных явлениях. Ведь врач и пациент - команда, которая объединена одной целью - выздоровлением. Важно показать пациенту необходимость командной работы и ценность ее результатов.

Как помочь пациенту встать на верный путь к выздоровлению

  • Покажите свою уверенность в том, что лечение выбрано правильно: ответьте на все вопросы пациента, расскажите ему о последствиях отсутствия лечения. Постарайтесь прояснить все непонятные моменты, связанные с его болезнью. Важно говорить честно и открыто, но при этом не пугать пациента. 
  • Попробуйте наладить контакт с пациентом. Покажите свою заинтересованность в дальнейшем выздоровлении: спрашивайте о его самочувствии, о симптомах, интересуйтесь, помогают ли ему лекарства. 
  • Если пациент пропустил прием врача, не стоит ругать и отчитывать его. Мягко проведите с ним профилактическую беседу. Во время разговора подробно и понятно объясните важность каждого приема. 
  • Используйте различные памятки о болезни и лекарствах, чтобы пациент мог взять их с собой и ознакомиться с ними в любое время. 
  • Поощряйте самостоятельность и активность пациента. Поддерживайте его. 
  • Если это возможно, предложите пациенту несколько вариантов лечения, пусть он выберет самый подходящий. 
  • Старайтесь назначать терапию, которая подходит пациенту. Постарайтесь дать ему простые, понятные инструкции, которые помогут ему четко следовать всем рекомендациям, ничего не пропуская.

За несоблюдение рекомендаций будут штрафовать?

Как сообщило агентство «Москва», в правительстве разрабатывают закон, который вводит понятие «страховая ответственность пациента». Например, пациент прошел диспансеризацию, во время которой были выявлены факторы риска. Врач назначил ему диагноз и дал рекомендации для успешного выздоровления. В случае, если пациент нарушает эти рекомендации, и его состояние ухудшается, ему придется самому оплачивать лечение - то есть, больничный лист ему не оплатят. Таким образом предполагается стимулировать пациентов активнее заботиться о собственном здоровье. Насколько эффективной окажется мера, если ее одобрят, остается только предполагать. 

А пока ответственность за жизнь и здоровье больного по-прежнему делят между собой врач и пациент. И насколько эффективной будет их «команда» - зависит от каждого из этих двух «игроков».

Досье
Фото профиля
Толстова Наталия
Толстова Наталия
11.10.2019 03:20
Согласна с автором. Вечная проблема для лежащего врача. Сколько пациентов, столько и методов её решения.
Ответить
Васюкова Елена
Васюкова Елена
20.02.2020 15:30
Спасибо за статью.Очень верно подмечено.Эта проблема действительно многих пациентов
Ответить
Толстова Наталия
Толстова Наталия
11.10.2019 03:20
Согласна с автором. Вечная проблема для лежащего врача. Сколько пациентов, столько и методов её решения.
Ответить
Мурашова Екатерина
Мурашова Екатерина
04.09.2019 17:33
Спасибо большое за статью, интересно было почитать.
Ответить
Шавша Ольга
Шавша Ольга
02.09.2019 11:29
С интересом прочитала статью и материалы по ссылкам. Спасибо за информацию.
Ответить
Вы успешно зарегистрированы!
На вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации
Вам отправлено письмо с подтверждением регистрации.
Перейдите по ссылке в письме для подтверждения вашей почты
Вам отправлено письмо с восстановлением пароля.
Перейдите по ссылке в письме для создания нового пароля
Ваша почта успешно подтверждена