Проект ограничения рекламы безрецептурных препаратов отклонен
Рекламе безрецептурных препаратов пока быть!
Комитет Госдумы по экономической политике в ноябре 2023 отклонил проект поправок к закону о рекламе, который фракция ЛДПР предложила к рассмотрению почти год назад, в январе 2023 г.
Предлагалось запретить рекламу безрецептурных препаратов на телевидении и радио, исключая специализированные программы для медицинских и фармацевтических работников. В пояснительной записке было сказано, что телевидение и радио заполнено информацией о «чудодейственных лекарствах от боли, простуды, гриппа, кашля, аллергии, стресса, для защиты печени, улучшения пищеварения», что стимулирует самолечение. Кроме того, депутаты ссылались на статистику ВОЗ (цитата из пояснительной записки: «... по данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение является одной из главных причин смертности в мире и занимает пятое место, уступая травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням»; на опыт других стран (цитата из пояснительной записки: «Так, например, в Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов на телевидении и радио, а в Швейцарии вовсе запрещена любая реклама лекарственных препаратов») и на тот факт, что предупреждения о необходимости обратиться к врачу, используемые в рекламе, часто просто игнорируются.
Отклонили инициативу депутатов ЛДПР, надо сказать, не в первый раз. Еще 5 лет назад, в 2018, против такого запрета выступила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), которая считала, что требования к рекламе лекарств и так строгие, а материальные потери телеканалов будут очень большими (30 млрд рублей за год). И в 2020 году законопроект был отклонен Госдумой в первом чтении. Следующая попытка была предпринята в мае 2021 года и опять депутатами от ЛДПР. Депутат Максим Зайцев, объясняя свою позицию, говорил, что: «...около 55 тысяч человек в год умирают из-за неправильного применения лекарственных средств», а запрет на рекламу безрецептурных препаратов поможет не только снизить число случаев самолечения, но и стоимость лекарств, ведь в их цену не будут заложены расходы на рекламу.
В настоящий момент, согласно 24 статье действующего в РФ закона о рекламе, разрешается реклама безрецептурных лекарственных средств с предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В телепрограммах, такое предупреждение должно занимать площадь в кадре не меньше, чем 7% и продолжаться не менее пяти секунд, в радиопрограммах - не менее трех.
И вот окончание 2023 года. Комитет по экономической политике в очередной раз отклонил инициативу ЛДПР, так как закон «О рекламе», с их точки зрения, уже содержит ряд необходимых запретов. Такую же позицию занимает и Минздрав — замминистра здравоохранения России Сергей Глаголев опасается, что такой запрет рекламы OTC-препаратов может: «спровоцировать частые обращения к врачу и увеличит соответствующую этому нагрузку на систему здравоохранения».