Противоартрозный препарат спасает от выпадения волос?
Лекарство для лечения артрита спасает от выпадения волос?
На первый взгляд между ревматоидным артритом (РА) и тяжелой формой выпадения волос, называемой очаговой алопецией (ОА), нет ничего общего. РА является причиной воспаления и боли в суставах, а при ОА происходит стремительное очаговое выпадение волос. Однако оба заболевания связаны с патологией иммунной системы. И в том и в другом случае наблюдается аутоагрессия иммунной системы по отношению к собственным клеткам организма: в случае РА поражается суставная ткань, а в случае ОА страдают волосяные фолликулы. Исходя из общности патологических процессов в рамках этих заболеваний можно предположить, что и лечить их можно похожими ЛС. И недавно ученые выяснили, что это действительно так.
Две болезни одним лекарством
26 марта 2022 года в журнале NEJM (The New England Journal of Medicine) вышла статья с результатами 3 фазы клинических испытаний противоартрозного препарата, барицитиниба, в лечении очаговой алопеции.
Очаговая алопеция — это аутоиммунное воспалительное заболевание с генетической предрасположенностью, характеризующееся быстрым выпадением волос на голове, бровях и ресницах, у которого практически не существует лечения. Текущие методы терапии, такие как применение глюкокортикоидов (системных, внутриочаговых и местных), других иммунодепрессантов и контактная иммунотерапия, имеют различную эффективность при ОА и не одобрены ни Минздравом РФ, ни FDA США. Поэтому поиск эффективных лекарственных средств весьма актуален, особенно когда они могут лечить сразу несколько нозологий.
Как это работает?
В развитии ОА участвуют как генетические, так и иммунные факторы. Причем в патогенезе важную роль играют цитокины: интерферон-γ и интерлейкин-15, которые зависят от янус-киназ (JAK), необходимых для внутриклеточной передачи сигналов в рамках сигнального пути под названием JAK-STAT. Барицитиниб — это пероральный селективный и обратимый ингибитор янус-киназ 1 и 2, способный прерывать передачу сигналов от участвующих в патогенезе ОА цитокинов, что позволяет волосяным фолликулам снова начать отрастать.
Скелетная формула барицитиниба
Как проверяли препарат?
Было произведено 2 исследования: BRAVE-AA1 и BRAVE-AA2 — это двойные слепые рандомизированные плацебо-контролируемые исследования в параллельных группах, которые проводились в 169 центрах в 10 странах.
Ученые разделили 1200 пациентов на три группы: участникам давали либо плацебо, либо 2 мг барицитиниба, либо 4 мг барицитиниба на протяжении 36 недель.
Неожиданные результаты
Группа участников, получавшая 4 миллиграмма барицитиниба, имела самые впечатляющие результаты: больше трети пациентов продемонстрировали значительный рост волос.
Эффективность ЛС оценивалась с помощью шкалы SALT (Средство Оценки Тяжести Алопеции). Оценка SALT варьируется от 0 (нет выпадения волос) до 100 баллов (полное выпадение волос на голове).
Вначале все участники имели оценку SALT более 50 баллов, а к концу испытания BRAVE-AA1 38,8 % пациентов, принимавших 4 мг барицитиниба, имели оценку 20 или меньше, тогда как в группе плацебо аналогичные
показатели были только у 6,2 % пациентов — подобные значения поразили ученых и были определены как значимые для лечения пациентов с тяжелой ОА. Нужно отметить, что 22,8% пациентов, принимавших 2 мг барицитиниба, также получили 20 и менее баллов по шкале SALT. Испытание BRAVE-AA2 выявило схожие результаты: 35,9%(4 мг барицитиниба), 19,4% (2 мг барицитиниба) и 3,3% (плацебо) соответственно.
Красота требует жертв
К сожалению, в процессе приема ЛС был зафиксирован ряд побочных эффектов по сравнению с контрольной группой: усиление акне (у 4,7-5,7 % пациентов), инфекции верхних дыхательных путей (4,9-7,7 %), головные боли (4,4-9,0 %), инфекции мочевыводящих путей (1,1-4,7 %) и повышенный уровень холестерина (20,5-43 %). Кроме того, из-за способности препарата вмешиваться в работу иммунной системы, он также может снижать ее защитные функции.
В целом, нежелательные явления, которые возникли или ухудшились в период лечения, были выявлены в ходе BRAVE-AA1 у 59,6% пациентов при приеме 4 мг барицитиниба, у 50,8% при приеме 2 мг барицитиниба и 51,3% при приеме плацебо. В ходе BRAVE-AA2: у 66,1%, 68,4% и 63,0% соответственно. Исследователи оценили большинство нежелательных явлений как легкие или умеренные по степени тяжести, но в протоколах не было независимой оценки тяжести, а также шкалы или меры тяжести. Однако серьезные нежелательные явления наблюдались у 2,1 %, принимавших 4 мг барицитиниба, у 2,2 % при 2 мг барицитиниба и у 1,6 % при плацебо в исследовании BRAVE-AA1, а также у 3,4%, 2,6% и 1,9% соответственно в BRAVE-AA2. Не было зафиксировано ни одного летального случая, и лишь немногие участники выбыли из исследования ввиду побочных эффектов, поэтому в целом нежелательные реакции из-за ЛС были терпимы.
В настоящее время проводятся дополнительные исследования для подтверждения безопасности и эффективности барицитиниба в долгосрочной перспективе. Однако поскольку 3 фаза клинических испытаний уже успешно завершена, то можно предположить, что в скором времени барицитиниб будет применяться не только для лечения РА, но и для ОА.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах: