Идентификатор рекламы LdtCKVmrD
Онлайн-обучение медицинских специалистов
Чаты с коллегами
+7 499 213-05-00

Смертность при COVID-19: статистика и причины

Смертность при COVID-19: статистика и причины

Какова динамика летальности коронавирусной инфекции, и чем ситуация в России отличается от других стран?

 

Пандемия коронавируса SARS-CoV-2 длится уже полтора года. Она заставила человечество пересмотреть свои стандарты гигиены, изменила формы социального взаимодействия и порядочно потрепала мировую экономику. Но самое страшное, что принесла с собой «корона» - это горе из-за миллионов преждевременных смертей по всему миру. Как часто осложнения инфекции приводят к печальному исходу? И какова динамика? Ситуация улучшается, или наоборот, жертв COVID-19 становится все больше? Ищите ответы в нашем кратком обзоре ситуации с коронавирусом на момент конца сентября 2021 года

Статистика коронавируса в России

По официальным оперативным данным на 23 сентября 2021 года, в России зафиксировано 7 млн. 354 тыс. 995 случаев заражения COVID-191. Стоит учитывать, что в официальную статистику попадают только задокументированные случаи заболевания - для этого человек должен обратиться в поликлинику или вызвать «скорую». Как и в случае с ОРВИ, многие зараженные испытывают легкие симптомы коронавируса, или же болезнь протекает бессимптомно. Так что фактический масштаб распространения COVID-19 в России значительно шире, чем 7,3 млн. человек.

Заболеваемость в нашей стране, как и во всем мире, имеет волновую динамику. На графике четко видны три волны с пиковыми показателями 11 мая 2020 года (11656 новых случаев за день), 26 декабря 2020 года (29258 случаев) и 8 июля 2021 года (24818 случаев). На сегодняшний момент мы снова находимся на восходящей кривой после локального «дна» в начале сентября (6 сентября было «всего» 17,8 тыс. случаев). Например, 23 сентября зафиксировано уже 21438 новых случаев заболевания.

За все время пандемии коронавируса от осложнений инфекции в России умерло 201445 человек - эта цифра сопоставима с населением небольшого российского города, такого как Южно-Сахалинск или Псков. Причем показатели смертности 2021 года бьют все рекорды с самого начала пандемии. Так, в июне и июле 2020 года от осложнений COVID-19 умирало около 200 человек в день, в августе цифра упала до 55 человек, но в сентябре показатели снова начали расти, и к 24 декабря достигли 635 чел. в день. По первому полугодию 2021 года можно было сделать вывод, что все самое страшное позади, но во второй половине июня смертность начала активно набирать обороты. С тех пор показатели только растут, и буквально 23 сентября в нашей стране был установлен новый печальный рекорд - 820 умерших за сутки.

Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, наибольшие показатели смертности от коронавируса среди российских регионов зафиксированы в Ростовской, Нижегородской и Свердловской областях (6,6 тыс., 6,4 тыс. и 6 тыс. человек соотвественно).

Мировая статистика COVID-19

По данным Исследовательского центра Университета Джона Хопкинса (США), на сегодняшний день во всем мире зафиксировано более 230,5 миллионов случаев заражения  COVID-19 и 4 млн. 728 тыс. 410 смертей от осложнений этой инфекции2.

Из числа стран с доступной статистикой заболеваемости, лидерами по количеству заболевших являются США (42,5 млн. чел.), Индия (33,5 млн. чел.) и Бразилия (21,2 млн.). Эти же страны лидируют и по абсолютному показателю смертности: США - 681 тыс. человек, Бразилия - 592 тыс. чел. и Индия - 446 тыс. человек. Такое положение дел вполне предсказуемо - эти страны входят в число мировых лидеров по числу населения.

Однако при пересчете смертности на 100 тыс. населения картина совсем другая - в пятерку государств с самой тревожной ситуацией входят: Перу (639 чел.), Северная Македония (314 чел.), Венгрия (305 чел.), Босния и Герцеговина (293 чел.), а также Чехия (288 чел.). Для сравнения, в России этот показатель равняется 134 чел., в США - 210 чел., а в Германии - 113 чел.

Рекордный показатель Перу может быть связан с тем, что в стране существует множество труднодоступных горных областей. Не смотря на строгий карантин в крупнейших городах, жители удаленных районов, включая коренное население индейцев, испытывали острый дефицит медикаментов и медицинских изделий. Что касается европейских стран из ТОП-5 по смертности, то в данном случае очевидных причин столь печальной ситуации не наблюдается - во всех странах были введены карантинные меры, а обеспечение лекарствами находилось на среднем для региона уровне. На определение причин и подведение итогов понадобится время.

Из числа государств с заслуживающей доверия системой государственной статистики минимальные показатели смертности на 100 тыс. населения зафиксированы в Южной Корее (4,8 чел), Австралии (4,9 чел.), Исландии (9,9 чел.), Японии (13,6 чел.), Норвегии (16,3 чел.), Таиланде (17,9 чел.), Финляндии (19,3 чел.) и ОАЭ (20,8 чел.).

Интересно, что в Южной Корее, Японии, а также в перечисленных государствах Северной Европы карантинные меры были сравнительно мягкими - власти обошлись без многих введенных в других странах запретов.

В этом контексте выглядят интересными результаты ряда исследований генетических предикторов тяжести течения COVID-19. В частности, речь идет о полиморфизме генов фермента под названием «мембрано-связанная сериновая протеаза» (TMPRSS2). SARS-CoV-2 проникает в клетку с помощью поверхностных S-белков, для активации которого необходим фермент TMPRSS23. Ген фермента TMPRSS2 подвержен полиморфизму. В исследованиях показаны полиморфизмы rs383510 и rs464397 (в сочетании с гомозиготным генотипом TT) , rs2070788 (с генотипом GG) и rs469390 (с генотипом АА). Они связаны с высокой экспрессией гена в легких пациентов, а значит - ассоциированы с более тяжелым течением заболевания. Также в некоторых исследованиях говорится о том, что население Восточной Азии имеет более низкую частоту генотипов с высокой экспрессией гена этого фермента по сравнению с жителями Северной Америки, Южной Америки и Европы4

В свою очередь, низкие показатели скандинавских стран могут быть связаны с традиционно высоким уровнем жизни и качеством системы здравоохранения этих государств.

Также стоит учитывать тот факт, что два государства из «благополучного списка» - Исландия и ОАЭ - входят в ТОП-10 стран по доле привитого населения (82,5% и 80,7% соотвественно). Для сравнения - в России этот показатель на данный момент достигает всего лишь 27,9% населения5.

Динамика смертности от коронавируса

Если по абсолютным показателям Россия на фоне многих других стран мира выглядит вполне благополучно, то по динамике смертности - отличается не в лучшую сторону.

По данным Исследовательского центра Университета Джона Хопкинса2, во многих странах мира пик смертности от коронавируса пришелся на лето 2020 года, в то время как в 2021 году кривая смертности стремительно падает (в ряде случаев и вовсе стремится к нулю). В частности, такая динамика наблюдается в Австрии, Нидерландах, Чехии, Франции и Италии. Небольшой рост (но все же несравнимый с показателями 2020 года) наблюдается в США, Великобритании и Израиле.

Напомним, что в России смертность, напротив, только «набирает обороты», хоть и сравнительно медленно (без всплесков). Такое положение дел - сравнительно благополучная ситуация в 2020 году и тревожная динамика в 2021 году - можно объяснить сравнительно эффективной политикой карантинных мер (большая их часть пришлась на прошлый год) и не вполне эффективной политикой вакцинирования (конец 2020 года - 2020 год).

Источники:

1)Официальная информация о коронавирусе в России. Правительство Российской Федерации, дата обращения 23.09.2021

https://стопкоронавирус.рф/information/

2)COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University (JHU), дата обращения 23.09.2021

https://coronavirus.jhu.edu/map.html

3) Shulla A., Heald-Sargent T., Subramanya G., Zhao J., Per- lman S., Gallagher T. A. Transmembrane Serine Protease Is Linked to the Severe Acute Respiratory Syndrome Coronavirus Receptor and Activates Virus Entry // Journal of Virology. – 2011. – Vol. 85, No. 2. – P. 873–882.

4) Irham L.M., Chou W.H., Calkins M.J., Adikusuma W., Hsieh S.L., Chang W.C. Genetic variants that influence SARS-CoV-2 receptor TMPRSS2 expression among population cohorts from multiple continents // Bio- chemical and Biophysical Research Communications. – 2020.

5)Coronavirus (COVID-19) Vaccinations, Our World In Data, дата обращения 22.09.2021

https://ourworldindata.org/covid-vaccinations

Досье
Фото профиля
Вы успешно зарегистрированы!
На вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации
Вам отправлено письмо с подтверждением регистрации.
Перейдите по ссылке в письме для подтверждения вашей почты
Вам отправлено письмо с восстановлением пароля.
Перейдите по ссылке в письме для создания нового пароля
Ваша почта успешно подтверждена