Улучшение постдипломного образования и аккредитации
Нацмедпалата представила пакет улучшений в сфере постдипломного образования и аккредитации
Национальная Медицинская Палата (НМП, профессиональная организация, выражающая интересы медицинского сообщества РФ, создана в 2010 году) на заседании 27 сентября 2023 года и на своем IX съезде 20-21 октября 2023 обсуждала жизненно важный для всего сообщества вопрос, связанный с обучением — кто обучает врачей и каково качество этого обучения?
В настоящий момент, диплом о профессиональной переподготовке может выдать образовательное учреждение, в том числе, и негосударственное, с лицензией на образовательную деятельность. Напомним, лицензии на образовательную деятельность выдаются региональными органами управления в сфере образования. Диплом такой организации — это документ, подтверждающий присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, а «квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции».
(статья 60, части 10, 11 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ).
Существует необязательный механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, который, очевидно, недостаточен в случае подготовки высококвалифицированных кадров.
Этот тип аккредитации проводится «Союзом руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей» (Союз ДПО) на основании ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021, ст. 95, 96). Это платная процедура, после прохождения которой организация получает Аттестат об Аккредитации.
Других обязательных требований, кроме наличия лицензии, к образовательному учреждению с точки зрения качества обучения и его стандартизации, не предъявляется. Проекты образовательных стандартов переподготовки и требований к образовательным организациям, претендующим на проведение обучения в клинической ординатуре, подготовлены Минздравом России. Но пока эти проекты остаются только проектами. Найти их тексты можно на портале федеральных нормативно-правовых актов.
Особенную тревогу вызывают заочная, дистанционная переподготовка без полноценного получения мануальных навыков для тех специальностей, где это необходимо.
Изменить ситуацию без внесения изменений в Федеральный закон об образовании будет сложно, считает вице-президент Союза НМП Наталья Леонидовна Аксенова.
С точки зрения членов НМП, ситуация могла бы измениться, если:
- профессиональная переподготовка специалистов будет проводиться только в государственных учреждениях
- будет внедрен жесткий фильтр для прохождения процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации, чтобы отсечь от процесса подготовки медицинских кадров сомнительные образовательные организации
- удастся максимально ужесточить работу аккредитационных комиссий — установить ответственность членов аккредитационных комиссий за принятое решение и стандартизировать подходы к процедуре аккредитации. Сейчас набор вопросов, например, к тестовым заданиям, их количество и время на решение определяется аттестационными комиссиями, а не стандартом
- будет определена ответственность образовательной организации, которая выдает документ об окончании обучения, в том числе, описана процедура возврата средств за некачественное обучение или необходимости «доучить»
- институт наставничества в здравоохранении будет закреплен юридическими документами и законодательными актами, например, Положением о наставничестве.
Для того, чтобы отсечь от обучения врачей недобросовестные образовательные площадки и учреждения, в резолюцию IX съезда НМП внесены предложения:
- ввести контроль за деятельностью коммерческих образовательных организаций на территориях с помощью своих территориальных подразделений. В настоящий момент в состав НМП входит 85 территориальных организаций
- разработать и утвердить «отдельные требования к лицензированию образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) по медицинским специальностям» и усилить контроль за соблюдением лицензионных требований
- ввести уголовную ответственность за торговлю лицензиями
- создать реестр недобросовестных поставщиков услуг
- Ограничить доступ к разработке программ ДПО в области здравоохранения «отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Возможно, не все предложения можно будет внедрить в жизнь, но врачам, мы уверены, будет приятно узнать, что Нацмедпалата предложила выделить 30 минут в неделю в рамках рабочего времени на непрерывное профессиональное образование и закрепить это предложение законодательно.
Image by Freepik