Улучшение постдипломного образования и аккредитации
Улучшение постдипломного образования и аккредитации
Нацмедпалата представила пакет улучшений в сфере постдипломного образования и аккредитации
Национальная Медицинская Палата (НМП, профессиональная организация, выражающая интересы медицинского сообщества РФ, создана в 2010 году)на заседании 27 сентября 2023 года и на своем IX съезде20-21 октября 2023 обсуждала жизненно важный для всего сообщества вопрос, связанный с обучением — кто обучает врачей и каково качество этого обучения?
В настоящий момент, диплом о профессиональной переподготовке может выдать образовательное учреждение, в том числе, и негосударственное, с лицензией на образовательную деятельность. Напомним, лицензии на образовательную деятельность выдаются региональными органами управления в сфере образования. Диплом такой организации — это документ, подтверждающий присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, а «квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции».
Существует необязательный механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, который, очевидно, недостаточен в случае подготовки высококвалифицированных кадров.
Других обязательных требований, кроме наличия лицензии, к образовательному учреждению с точки зрения качества обучения и его стандартизации, не предъявляется. Проекты образовательных стандартов переподготовки и требований к образовательным организациям, претендующим на проведение обучения в клинической ординатуре, подготовлены Минздравом России. Но пока эти проекты остаются только проектами. Найти их тексты можно на портале федеральных нормативно-правовых актов.
Особенную тревогу вызывают заочная, дистанционная переподготовка без полноценного получения мануальных навыков для тех специальностей, где это необходимо.
Изменить ситуацию без внесения изменений в Федеральный закон об образовании будет сложно, считает вице-президент Союза НМП Наталья Леонидовна Аксенова.
С точки зрения членов НМП, ситуация могла бы измениться, если:
профессиональная переподготовка специалистов будет проводиться только в государственных учреждениях
будет внедрен жесткий фильтр для прохождения процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации, чтобы отсечь от процесса подготовки медицинских кадров сомнительные образовательные организации
удастся максимально ужесточить работу аккредитационных комиссий — установить ответственность членов аккредитационных комиссий за принятое решение и стандартизировать подходы к процедуре аккредитации. Сейчас набор вопросов, например, к тестовым заданиям, их количество и время на решение определяется аттестационными комиссиями, а не стандартом
будет определенаответственность образовательной организации, которая выдает документ об окончании обучения, в том числе, описана процедура возврата средств за некачественное обучение или необходимости «доучить»
институт наставничества в здравоохранении будет закреплен юридическими документами и законодательными актами, например, Положениемо наставничестве.
Уважаемые коллеги! Будьте бдительны при выборе образовательной площадки. Напоминаем, что федеральная образовательная платформа Медзнание обладает многолетним успешным опытом обучения и повышения квалификации медицинских специалистов, в команде наших экспертов — кандидаты медицинских наук: Алсу Вазиховна Падыганова, к.м.н., врач-клинический фармаколог, доцент кафедры внутренних болезней ФГБОУ ВО КГМУ МЗ РФ, Светлана Владимировна Синцова, к.м.н., доцент кафедры внутренних болезней ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет, Мария Михайловна Егорова, к.м.н., терапевт высшей категории, диетолог, клинический психолог. А база образовательных продуктов еженедельно пополняется новыми курсами для прохождения периодической аккредитации.
Для того, чтобы отсечь от обучения врачей недобросовестные образовательные площадки и учреждения, в резолюцию IX съезда НМП внесены предложения:
ввести контроль за деятельностью коммерческих образовательных организаций на территориях с помощью своих территориальных подразделений. В настоящий момент в состав НМП входит 85 территориальных организаций
разработать и утвердить «отдельные требования к лицензированию образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) по медицинским специальностям» и усилить контроль за соблюдением лицензионных требований
ввести уголовную ответственность за торговлю лицензиями
создать реестр недобросовестных поставщиков услуг
Ограничить доступ к разработке программ ДПО в области здравоохранения «отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Возможно, не все предложения можно будет внедрить в жизнь, но врачам, мы уверены, будет приятно узнать, что Нацмедпалата предложила выделить 30 минут в неделю в рамках рабочего времени на непрерывное профессиональное образование и закрепить это предложение законодательно.
Image by Freepik
Расскажите о статье в социальных сетях
Досье
Шумлянская
Вера Евгеньевна
к.фарм.н., провизор, бизнес-тренер, создатель образовательных продуктов
Вы успешно зарегистрированы!
На вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации