Дела врачей: обзор громких судебных дел
Халат под прицелом или четыре дела врачей
Обзор громких судебных дел против врачей: ребенок в квартире, звездный пациент и самоубийца-взрывник
В последние годы у российских следователей появилась новая «целина», а у отечественных СМИ – новый «внутренний враг», которым можно пугать аудиторию в погоне за кликами. Речь идет о врачах и их преступлениях, которые обозначаются особым термином «ятрогенные». Социальный резонанс в связи с врачебными ошибками или халатностью понятен – люди больше всего боятся того, чего не понимают. А медицина – это сфера для «посвященных», которым приходится доверять свою жизнь обычному человеку. В предыдущей статье, посвященной ятрогенным преступлениям, мы изучили самые резонансные случаи, удостоившиеся особых хэштегов в соцсетях. Сегодня же, в продолжение темы, мы рассмотрим менее известные, но не менее интересные инциденты.
Дело Пермяковой
В начале 2019 года в городе Кирове произошло шокирующее своей жестокостью преступление – молодая мать (21 год) оставила трехлетнего ребенка в квартире почти на неделю. Причем перед уходом она намеренно перекрыла воду. В результате девочка умерла от обезвоживания (1). Однако, помимо родительницы, спустя неделю следователи задержали заведующую местной поликлиникой Тамару Пермякову. Ее обвинили в халатности в связи с гибелью ребенка. Следствие установило, что девочку мучили уже давно – она голодала, не получала лекарств и жила в антисанитарных условиях. Следователи были уверены, что это происходило, в том числе, из-за отсутствия контроля со стороны сотрудников поликлиники.
На защиту Пермяковой встали юристы Национальной медицинской палаты. По их данным, сначала все шло хорошо – до 8 месяцев ребенка регулярно осматривал педиатр. Однако, начиная с 9 месяцев родители девочки перестали ходить на прием в поликлинику и каким бы то иным образом обращаться за медпомощью. Медперсонал предпринимал попытки исправить ситуацию – участковая медсестра пыталась попасть в квартиру к горе-семье 4 раза. Однако, дверь никто не открывал, на звонки родители девочки не отвечали. Более того, сотрудников поликлиники обманули: однажды через домофон некая «бабушка» уверила медсестру, что мать с ребенком в этой квартире больше не живут.
Ситуация была настолько неоднозначной, что вызвала радикальную реакцию профессионального сообщества. В знак протеста против задержания Пермяковой около ста кировских педиатров подали заявления на увольнение. В результате через несколько дней Тамару Пермякову освободили из-под стражи по ходатайству Национальной медицинской палаты (2).
Дело Кудояровой
В 2018 году в Уфе состоялся судебный процесс над акушером-гинекологом поликлиники №47 Зайтуной Кудояровой. 71-летнего доктора обвинили в «преступной небрежности», которая привела к гибели плода. Четырьмя годами ранее Зайтуна Кудоярова диагностировала у беременной жительницы Уфы Элианы Костиной нарушение маточного плацентарного кровотока. Гинеколог отправила пациентку на амбулаторное лечение. После того, как прогнозный срок рождения ребенка миновал, гинеколог из районной консультации отправила Элиану в роддом для срочного проведения родов. Спустя 2 дня она родила мертвого ребенка.
Как установил Демский районный суд Уфы 1 февраля 2016 года, причиной гибели плода стала халатность врачей городского роддома №3, которые не приняли роды в срочном порядке, как рекомендовали специалисты районной консультации. Элина Костина потребовала привлечь к ответственности врачей роддома. Но самое удивительное, что прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Зайтуны Кудояровой, считая ее действия первопричиной ситуации. При этом сама пострадавшая Элиана Костина считает Кудоярову невиновной. В итоге срок давности дела прошел, и тюрьма доктору не грозит (3). Зайтуна Кудоярова после скандала ушла не пенсию.
Дело Гольтякова
Большой резонанс в Санкт-Петербурге получило дело врача-анестезиолога Андрея Гольтякова. Он в июне 2017 года в рамках стоматологического приема ввел мужчине наркоз, в результате чего мужчина умер. Трагедию быстро раскрутили в СМИ, в том числее из-за «звездного» статуса погибшего – им оказался 55-летний балетмейстер Мариинского театра Сергей Вихарев. Маэстро был известен своими реконструкциями балетов «Баядерка» и «Спящая красавица».
По факту, пока анестезиолог вводил препарат, у пациента остановилось сердце, а стоматолог не обратил вовремя внимание на изменившийся цвет кожи пациента и на то, что у балетмейстера нет сердцебиения. Когда время было упущено, Андрей Гольятков спохватился и начал проводить реанимационные мероприятия; вызвали скорую.
По версии следствия, Андрей Гольтяков не провел необходимых обследований перед операцией и из-за этого ввел пациенту слишком высокую дозу пропофола. Сам врач свою вину не признал. Следует отметить, что вина Гольтякова так и не была доказана – в январе 2019 года Следственный комитет по г. Санкт-Петербургу завершил расследование из-за истечения срока давности (4). Родственники претензий не имеют.
Дело Евдокимовой
30 марта 2021 года в городе Зеленодольске 87-летний инвалид III группы Михаил Тимохин взорвал свою квартиру при помощи бытового газа. Помимо самого мужчины, при взрыве погибла его 70-летняя соседка, а еще пятеро жильцов дома получили различные травмы. Однако, единственным обвиняемым по возбужденному в связи с трагедией уголовному делу стала врач-нарколог и заведующая местным психоневрологическим диспансером Наталья Евдокимова – ее арестовали по статье УК РФ «Халатность».
За день до инцидента внук Тимохина привел его в диспансер и настаивал на госпитализации пенсионера. Со слов родственника, тот угрожал покончить с собой. Однако Наталья Евдокимова отказала пенсионеру в госпитализации. Как сообщает сайт Партии пенсионеров, вставшей на защиту врача: после осмотра Тимохина, правовых оснований для помещения его в психиатрическую больницу обнаружено не было. Напомним, принудительная госпитализация возможна только в том случае, если пациент своими высказываниями, поведением, действиями или иной симптоматикой представляет непосредственную опасность для себя и окружающих. «Иными словами, для принудительной госпитализации необходимы признаки тяжелого психического расстройства. Таким образом врач, основываясь только на словах близких, не имела права госпитализировать пенсионера», – отмечают в партии (5). Изначально Наталью Евдокимову поместили под домашний арест. Однако затем арест был отменен из-за проблем со здоровьем у подозреваемой. Расследование дела продолжается.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах: