Онлайн-обучение медицинских специалистов
Чаты с коллегами
+7 499 213-05-00

Известные хирурги-убийцы

Криворукие хирурги

Известны случаи, когда врачу длительное время удавалось десятками калечить и убивать пациентов не столько по зову темной души или ради денег (как мы описывали в прошлой статье), а в силу возраста, недостатка образования или криворукости. Ненарочные серийные убийцы – в представленной подборке.

Убийственный ореол

История Эрнста Фердинанда Зауэрбруха (1875—1951), одного из основоположников торакальной хирургии, показывает, что уходить на пенсию надо вовремя. Выдающийся хирург начала XX века, чьи опыты по снижению внутригрудного давления открыли врачам доступ к грудной полости, по значению стоит в одном ряду с Бильротом и Кохером. Зауэрбрух проводил новаторские операции при туберкулёзе, опухолях лёгкого и пищевода, возглавлял клинику в Цюрихе и кафедру в Мюнхене, лечил молодого Ленина, старого Ротшильда, греческого короля и немецких генералов. Сейчас сложно представить, каким околобожественным авторитетом в глазах современников пользовался этот яркий представитель эпохи становления современной медицины. Тем более, по описаниям, был он жанровым хирургом старой закалки: высокомерным, смелым, властным и физически сильным перфекционистом с диктаторскими замашками, фанатично преданным профессии и неизменно внимательным к больным независимо от социального статуса. 

Взятие Берлина застало Зауэрбруха в должности заведующего хирургией в больнице Шарите. Он был одним из немногих из руководства, оставшимся на рабочем месте. Учитывая медицинские заслуги, а также отсутствие больших грехов за время Войны, а также попытки противодействия программе эвтаназии «Т-4» и трения с гестапо — пост за ним сохранили. В 1948 г. у великого хирурга отчётливо проявилась сосудистая деменция, которая, сильно подкосив критическое мышление, интеллект и профессиональные навыки, увы, не повлияла на желание оперировать. Теперь вместо ювелирной хирургической работы ассистенты на операциях и прозекторы на вскрытиях наблюдали криво порубленные ткани и зияющие сосуды. Коллеги и по совместительству друзья делали, что могли: скрывали план операций и переносили их на раннее утро, не подпускали к интересным случаям и, конечно, всё скрывали. Персонал был задавлен харизмой, пациенты, не ведая, сами рвались под нож, начальство — вплоть до министров — закрывало глаза на рост летальности ради престижа больницы и не смея посягнуть на светило. В 1949 г. Зауэрбруха при его активном сопротивлении всё-таки отправили в почётную отставку. Оттуда его тут же с радостью забрали в частную клинику, где он, впрочем, не продержался и полгода, а лучшим вариантом для пациента было то, что хирург мог, задумавшись, уйти из операционной в процессе вмешательства. В том же году случилась большая конференция, на которой Зауэрбрух вместо торжественной речи выдал бессвязный набор фраз, после которого скрывать его состояние стало невозможно. Профессиональную деятельность ему запретили, однако исполненные благоговения больные шли к известному врачу на дом несмотря на страшные истории о немедленных «операциях» наживую на кухонном столе с использованием столовых приборов и, нередко, с трагическим исходом. Последнее «хирургическое» вмешательство 75-летний Зауэрбрух провёл в 1951 г., пациент погиб от последствий отрезания опухоли шеи. Былая слава, недееспособное состояние и нежелание работодателей разделить ответственность надёжно уберегали легенду хирургии от преследования при жизни. После его смерти в 1951 г. промахи последних лет также не обсуждались, не известно даже количество его жертв, но понятно, что счёт идёт на десятки [1—6].

Случай Зауэрбруха представляет скорее историческую ценность, в эпоху страховой медицины, соцсетей и отрицания авторитетов такие вольности вряд ли возможны. Однако стоит помнить, что яркость светила не предполагает пожизненного сохранения профессиональных навыков, а его угасание на рабочем месте смертельно опасно.Гораздо проще нарваться на просто плохого врача, причем зрелый возраст и работа за границей не гарантируют больших знаний и умений.

Киллер с рекомендациями

Вероятно, австралийские медицинские чиновники были весьма довольны, когда в 2003 г. по программе найма врачей в провинциальные больницы (аналог нашего «Земского доктора») приехал целый американский хирург Джаянт Патель (род. в 1950 г.). Документы об образовании, резюме и восторженные характеристики из крупной больницы Кайзер Перманенте, где соискатель проработал с 1989 по 2000 г., были в порядке. Доктор умолчал о том, что в указанном месте к нему накопились вопросы по ненадлежащему оказанию помощи, было рекомендовано не допускать к вмешательствам на печени и поджелудочной железе и в итоге запрещено работать в штате Орегон в связи со смертью троих больных. (Тем удивительнее подлинность хвалебных отзывов с места работы.) Медицинская лицензия Пателя была отозвана в 2001 г., но в Австралии об этом не знали, и он получил должность заведующего хирургией в больнице Бундаберга. Увы, перемена места работы мастерства не прибавляет. Провинциальные медики отметили у иностранного коллеги небрежение правилами асептики и антисептики и примитивность методик. При этом доктор Патель проявил большую тягу к хирургии: чурался выжидательной тактики, оперировал даже случаи, подразумевающие консервативное лечение, игнорировал тяжёлую сопутствующую патологию, без предупреждения забирал на стол чужих пациентов. Будучи зав.отделением, способствовал увеличению потока больных и препятствовал отправке сложных случаев в специализированные клиники. Начальство считало его талантливым организатором, коллеги блюли «профессиональную солидарность», средний медперсонал пребывал в ужасе. 

Среди особо выдающихся случаев — завершение операции, несмотря на очевидное внутреннее кровотечение, предварительно вычерпав почкообразным лотком кровь из брюшной полости; и анекдотичное удаление здоровой слюнной железы вместо поражённой раком щитовидной. Неумение лечить трагически сочеталось с умением писать – в историях болезни всё было «стабильно» и «без технических сложностей», – а уличить завотделением было некому. Докладные медсестёр игнорировались, пока знамя борьбы против Пателя не подняла старшая сестра интенсивной терапии Тони Хоффман. Не найдя понимания у руководства больницы, принципиальная женщина дошла до министерства штата, после дежурных безрезультатных проверок получила ярлык, мягко говоря «осведомителя» и столкнулась с остракизмом коллег, но пошла до конца и привлекла внимание депутата Парламента Австралии и, конечно, прессы. В ходе более тщательной проверки в 2005 г. была обнаружена причастность Пателя к 87 случаям смерти пациентов за два года работы. Наш герой по-быстрому улетел в США, откуда был экстрадирован в 2008 г., в 2010 г. получил семь лет за непредумышленное убийство троих больных и нанесение тяжёлого вреда здоровью четвёртому. Далее были многочисленные апелляции, адвокат нашёл бюрократические лазейки, и в 2012 г. обвинения сняли в обмен на признание в мошенничестве при устройстве на работу (наказание – два года условно). Работать в Австралии ему было запрещено, и Патель покинул страну. Наверное, с облегчением. Медсестра Хоффман получила звание «Местного героя-2006» и члена Ордена Австралии, а от бывшего места работы (пришлось уволиться) — через суд — компенсацию за клеймо «стукача» [3, 7—11].

Существует версия, что реально всё завертелось после того, как журналист, с которым Хоффман поделилась данными, додумался поискать информацию о Пателе в Интернете. На первой же странице были данные о том, что тот уже четыре года как не врач. Для 2005 г. «погуглить» — было, вероятно, новаторским подходом, сейчас поиск информации о враче — популярное и в ряде случаев полезное развлечение.

Тщеславный доктор

Увы, Интернет спасает не всегда. Если кто-то собирал информацию о Кристофере Данче (род. в 1971 г.) в бытность его нейрохирургом в лечебных учреждениях Техаса (2011--2013 гг.), то был бы лишь очень впечатлен талантами медика: помимо специализации по нейрохирургии, несколько исследовательских проектов по стволовым клеткам и опухолям мозга, научные статьи в приличных журналах. Самовосхваляющий сайт доступен и сейчас [12]. За кадром оставались:

  • не сложившаяся по причине плохой игры карьера в американском футболе, после которой персонаж решил попытать счастья в медицине
  • выбор нейрохирургии за её «престижность» и зарплату
  • попытки заняться наукой вместо наработки практических навыков во время обучения
  • создание, провал и банкротство собственной биотехнологической компании
  • и, в итоге, участие в менее чем ста нейрохирургических операциях при средней норме в тысячу на момент окончания обучения.

При этом, как отмечали коллеги и пациенты, самомнения и уверенности в себе у колоритного (наследие спортивного прошлого) Данча хватило бы на десять Зауэрбрухов. Видного специалиста с удовольствием приняли в больницу Бэйлор Плано. Потом коллеги рассказывали, что Данч не умел держать скальпель, мог оперировать пьяным, абсолютно не знал анатомии и физиологии, но сходились во мнении, что даже не имея понятия об этих дисциплинах, так страшно кромсать можно только со злым умыслом. Через четыре месяца, ужасно искалечив (постоянные сильные боли и двигательные нарушения вследствие повреждений корешков нервов, вплоть до квадриплегии) четверых больных и став причиной смерти пятого (кровотечение из перерезанной позвоночной артерии), Данч уволился «по собственному желанию», за это больница не сообщила о нём в надзорный орган — Национальный банк данных практикующих врачей. Ортопед Роберт Хендерсон, усомнившийся, а врач ли Данч вообще, сделал запросы по местам обучения, но получил лишь подтверждение его квалификации. Всего же за полтора года практики «нейрохирург» проработал в четырёх учреждениях штата и принёс пожизненные страдания или смерть 33 из 38 своих пациентов вследствие рассечений сосудов и нервных корешков, вбивания скоб не в позвонки, а в мышцы и нервы, а также из-за обширных повреждений спинного мозга,  мышц шеи, голосовых связок и пищевода, «более похожих на попытку убийства путём отрезания головы» по выражению сосудистого хирурга Рэндалла Кирби, пытавшегося исправлять содеянное Данчем.

Кирби и Хендерсон, превозмогая бюрократические препоны (о его грехах так официально никто не сообщил), в итоге добились аннулирования лицензии Данча и не упускали его из виду после переезда в другой штат. В 2015 г. он был арестован по обвинению в «вооружённых нападениях» и причинении тяжкого вреда здоровью. Удалось доказать понимание и игнорирование Данчем своей некомпетентности и преднамеренность наносимых повреждений. Приговор - пожизненное заключение [12--17]. К слову, описанные события легли в основу сериала «Плохой доктор» («Dr. Death», 2021 г.).

Ссылки:

  1. Cherian SM, Nicks R, Lord RS. Ernst Ferdinand Sauerbruch: rise and fall of the pioneer of thoracic surgery. World J Surg. 2001;25(8):1012-20. doi: 10.1007/s00268-001-0072-x
  2. Dewey M, Schagen U, Eckart WU, Schönenberger E. Ernst Ferdinand Sauerbruch and his ambiguous role in the period of National Socialism. Ann Surg. 2006;244(2):315-21. doi: 10.1097/01.sla.0000218191.68016.cf
  3. Kaplan R. The Clinicide Phenomenon: An Exploration Of Medical Murder. Australasian Psychiatry. 2007;15(4):299-304. doi:10.1080/10398560701383236
  4. Editorial. Ferdinand Sauerbruch (1875-1951) – thoracic surgeon. JAMA. 1964; 190(2): 152-153. doi:10.1001/jama.1964.03070150062020
  5. Schagen U. Der Sachbuchautor als Zeithistoriker: Jürgen Thorwald korrigiert Nachkriegslegenden über Ferdinand Sauerbruch.  Non Fiktion - Arsenal der anderen Gattungen. 2011; 6: 101-129.
  6. Meier C & Cadogan M. Ferdinand Sauerbruch. https://litfl.com/ferdinand-sauerbruch/
  7. Burton D. FBI arrests doctor wanted in Australia. BMJ. 2008;336:634. https://www.bmj.com/content/336/7645/634.1
  8. Cleary S, Duke M. Clinical governance breakdown: Australian cases of wilful blindness and whistleblowing. Nurs Ethics. 2019;26(4):1039-1049. doi:10.1177/0969733017731917
  9. Brisbane Times. Patel removed healthy gland, court told. https://www.brisbanetimes.com.au/national/queensland/patel-removed-healthy-gland-court-told-20090224-geauqj.html
  10. The Courier Mail. Dr Jayant Patel nurse Toni Hoffman and Queensland Health settle claim. https://www.couriermail.com.au/news/queensland/patel-nurse-queensland-health-settle-claim/news-story/0e9f044c09d7c653663645d2fffb8bf5
  11. Toni Hoffman Patient Advocate. https://www.australianoftheyear.org.au/recipients/toni-hoffman/156/
  12. http://christopherduntsch.brandyourself.com/
  13. Dyer O. US neurosurgeon deliberately botched spine operations, prosecutors allege. BMJ. 2015;351:h4739. https://www.bmj.com/content/351/bmj.h4739.full
  14. Texas neurosurgeon gets life in prison for deliberately injuring patient. BMJ. 2017;356:j994. https://www.bmj.com/content/356/bmj.j994.long
  15. Chapman JR, Wang JC, Wiechert K. How Should We Deal With "Black Swan" Surgeons in Spine Surgery? Global Spine J. 2019; 9(4):365-367. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6562212/
  16. Kaplan R. Christopher Duntsch: A Review of Clinicide. J Foren Psy.2021; 6:193. https://www.walshmedicalmedia.com/open-access/christopher-duntsch-a-review-of-clinicide.pdf
  17. Schkachter LB, Bechtel J. Malpractice. A Neurosurgeon Reveals How Our Health-Care System Puts Patients at Risk. Skyhorse Publishing. 2017; 264 pp.
Досье
Фото профиля
Вы успешно зарегистрированы!
На вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации
Вам отправлено письмо с подтверждением регистрации.
Перейдите по ссылке в письме для подтверждения вашей почты
Вам отправлено письмо с восстановлением пароля.
Перейдите по ссылке в письме для создания нового пароля
Ваша почта успешно подтверждена